Борис и Ольга
Игнатович.
Два лица войны
Фотографии из собрания Музея Москвы
Борис
и Ольга
Игнатович
Выставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» показывает Великую Отечественную войну глазами двух фотографов, Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Каждый из них прошел ее дорогами с 1941 по 1945 год и по-своему запечатлел главную трагедию XX века.

Для онлайн-выставки отобраны более 70 фотографий из коллекции Музея Москвы: фронтовая жизнь и партизанские походы, освобождение оккупированных территорий и немецких концентрационных лагерей, парадные портреты советских военачальников и непарадные снимки тружеников фронта и тыла. Часть фотографий широко публиковалась в печати на протяжении ХХ века, другие представлены впервые.

И даже среди самых известных работ за подписью Игнатович нас ожидают открытия — фотографии из освобожденного Освенцима были сделаны Ольгой Игнатович, одной из немногих женщин-фотографов той войны.

Женщины, мужчины — на фронтах войны фотографы следовали одному журналистскому долгу: иди, смотри и передай другим. Выставка возвращает образам Бориса и Ольги Игнатович, чьи имена ассоциируются с фотографическим авангардом 1920–1930-х годов, многогранность, отдавая дань их подвигу военной фотожурналистики.
Кураторы выставки:
Ирина Чмырева
Российская академия художеств
Владимир Самарин, Ольга Быдзан
Музей Москвы
Борис Всеволодович Игнатович
1899, Слуцк — 1976, Москва

Подробная биография Бориса
Ольга Всеволодовна Игнатович
1905, Слуцк (по другим данным — Лодзь) — 1984, Москва

Подробная биография Ольги
Фотограф, фотожурналист, военный фотокорреспондент. С конца 1920-х работала фотографом под началом старшего брата Бориса, бильдредактора в нескольких изданиях, в том числе в газете «Беднота». В 1930–1932 годах — член фотосекции при Всероссийском объединении работников новых видов художественного труда «Октябрь». В 1930-х сотрудничала с изданиями «Нарпит», «Прожектор», «Красный спорт»; фотокорреспондент газет «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда». Член коллектива фотографов «Бригада Игнатовича». На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Военный фотокорреспондент газеты «Боевое знамя» 30-й армии Калининского фронта; газеты «За честь Родины» 1-го Украинского фронта. Снимала в освобожденных советскими войсками концентрационных лагерях Майданек и Освенцим. Награждена орденом Красной Звезды. В 1945–1946 годах — фотокорреспондент Центральной группы войск Красной армии. После демобилизации работала в Совинформбюро, с 1961-го — в Агентстве печати «Новости». С конца 1960-х — сотрудник издательства «Советский художник».
Русский и советский фотограф, мастер фоторепортажа и психологического портрета, кинооператор, журналист. Пионер советской авангардной фотографии 1920-х — 1930-х годов. Педагог. Организатор и участник фотовыставок. Участник революционного движения с 1917 года. Начинал карьеру как пишущий журналист. В 1923-м взял в руки фотокамеру, в 1926-м принял участие в выставке Ассоциации московских фоторепортеров. С 1927-го — бильдредактор, с 1928-го — фотокорреспондент, сотрудничал со множеством изданий. С 1929-го дружит с Александром Родченко и Эль Лисицким. В 1929–1932 годах — член фотосекции при Всероссийском объединении работников новых видов художественного труда «Октябрь», позднее — председатель Московской ассоциации фотокорреспондентов. Организатор коллектива фотографов «Бригада Игнатовича». В 1930-е совмещал работу кинооператора и фотографа. В 1941–1945 годах — военный фотокорреспондент газеты «Боевое знамя» 30-й армии Калининского фронта, Совинформбюро и Студии военных художников имени М.Б. Грекова. После войны работал фотокорреспондентом в газете «Правда», журнале «Огонёк» и в других изданиях. С 1950-х активно преподавал.
Со-куратор Ирина Чмырева о выставке «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны»
Со-куратор Владимир Самарин о фотографии, которая положила начало работе над выставкой
Герои
Победы
Заместитель командира 100-го гвардейского истребительного авиационного полка, дважды Герой Советского Союза гвардии майор Д.Б. Глинка (сидит в центре) в редакции газеты 1-го Украинского фронта «За честь Родины». В числе журналистов — Бобров, С.М. Борзунов (?) и А.П. Верхолетов (сидит слева)
1945

Ольга Игнатович
Музей Москвы
Герои
Победы
В Советском Союзе прославление отдельных героев было направлено на создание массового героизма — так было в мирное довоенное время. В годы Великой Отечественной войны создание образов героев приобретает особое значение. Массовый героизм признается не менее существенным фактором победы, чем умение воевать.

На создание образов воинов-героев были направлены лучшие фотографические силы. В армейской и фронтовой газете публиковались портреты отличившихся солдат и офицеров, только что вышедших из боя. Центральная пресса публиковала фотографии тех, кто своим подвигом заслужил высшие государственные награды.

При этом в портрете сохранялась специфика условий его съемки. Сделанные в полевых условиях портреты несут на себе отпечаток репортажа: постановочные, созданные в рамках редакционного задания, они все равно делались в гуще жизни, в окружении зрителей. Созданный в условиях студийной съемки портрет отличался монументальностью и серьезностью выражения лица и позы модели, осознававшей исторический момент съемки, тем более необыкновенный на фоне военных будней.
Борис
Игнатович
Георгий Константинович Жуков (1896—1974)
Военачальник, один из Маршалов Победы. Первую звезду Героя Советского Союза получил в 1939 году за разгром японских войск на Халхин-Голе. С января 1941 года — начальник Генерального штаба РККА. В годы Великой Отечественной войны — член Ставки Верховного Главнокомандования, заместитель Верховного главнокомандующего, первый заместитель народного комиссара обороны СССР. Брал Берлин, командуя войсками 1-го Белорусского фронта. 8 мая 1945 года представлял СССР на подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии, 24 июня принимал Парад Победы в Москве, 7 сентября от имени СССР принимал в Берлине Парад Победы союзных войск. С 1955 года — министр обороны СССР.
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
1955
Борис Игнатович
Музей Москвы
Андрей Николаевич Туполев (1888—1972)
Авиаконструктор, один из создателей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В октябре 1937 года арестован в числе руководителей ЦАГИ по обвинению во вредительстве. В заключении работал в закрытом КБ НКВД («шарашке»). Создал фронтовой бомбардировщик Ту-2 (серийное производство — 1942–1952 годы). В июле 1941-го освобожден со снятием судимости. После войны среди его знаменитых разработок: военные самолеты Ту-4, Ту-16; Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет; военный Ту-95 и гражданский Ту-114; первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
А.Н. Туполев — генерал-полковник-инженер (на фотографии — генерал-майор авиационно-технической службы).
Авиаконструктор А. Н. Туполев
Между 19 августа 1944 и 16 сентября 1945
Борис Игнатович
Музей Москвы
Иван Терентьевич Пересыпкин (1904—1978)
С 10 мая 1939 по 22 июля 1944 года — народный комиссар связи СССР. В годы Великой Отечественной войны, с июля 1941 года, одновременно был заместителем народного комиссара обороны СССР (до ноября 1944) и начальником Главного управления связи Красной армии (по 1946), руководил работой войск связи и обеспечивал связью действующую армию. Непосредственно участвовал в битве за Москву, Сталинградской битве, Курской битве, в освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики. Генерал-лейтенант, затем генерал-полковник войск связи. 21 февраля 1944 года И.Т. Пересыпкину присвоено звание маршала войск связи.
Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин
Между 29 июля и 3 ноября 1944
Борис Игнатович
Музей Москвы
Фёдор Васильевич Токарев (1871—1968)
Конструктор стрелкового оружия с 1907 года. В 1924-м на основе станкового пулемета Ма́ксима разработал ручной пулемет Ма́ксима-Токарева (МТ). В 1930-м на вооружение принят пистолет ТТ (Тульский Токарева), в 1933-м он был модернизирован как 7,62-мм самозарядный пистолет образца 1933 года. В 1939-м на вооружение принята самозарядная винтовка Токарева СВТ-38, которую он начал разрабатывать еще до революции, — по итогам боевого применения в Советско-финской войне она была модифицирована как СВТ-40. Герой Труда (1928), Герой Социалистического Труда (1940), награжден четырьмя орденами Ленина и другими государственными наградами СССР.
Конструктор стрелкового оружия Ф. В. Токарев
Между 22 июня 1946 и 2 июля 1951
Борис Игнатович
Музей Москвы
Василий Данилович Соколовский (1897—1968)
Военачальник. Автор ряда военно-теоретических и исторических трудов. В годы Великой Отечественной войны был начальником штабов направлений и фронтов. С февраля 1943 года командовал войсками Западного фронта. С апреля 1944-го — начальник штаба 1-го Украинского фронта, с апреля 1945-го — заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта, с марта 1946 года — главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии, главноначальствующий Советской военной администрации в Германии, член Контрольного совета в Германии от СССР. С 1952 года — начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Герой Советского Союза (1945).
Генерал армии (будущий Маршал Советского Союза) В. Д. Соколовский с женой
Между 29 мая 1945 и 3 июня 1946
Борис Игнатович
Музей Москвы
Семён Михайлович Будённый (1883—1973)
Создатель Первой конной армии (1919). В ноябре 1935 года ЦИК и СНК присвоили звания Маршала Советского Союза пяти крупнейшим военачальникам СССР, в числе которых был С.М. Будённый. В годы Великой Отечественной войны входил в Ставку Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, командовал группой войск армий резерва Ставки (июнь 1941). Затем — главнокомандующий войсками Юго-Западного направления (10 июля — сентябрь 1941), командующий Резервным фронтом (сентябрь — октябрь 1941), главнокомандующий войсками Северо-Кавказского направления (апрель — май 1942), командующий Северо-Кавказским фронтом (май — август 1942). Трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968).
Маршал Советского Союза С. М. Будённый
1955
Борис Игнатович
Музей Москвы
Семён Михайлович Будённый (1883—1973)
Маршал Советского Союза С. М. Будённый с семьей
Между 1952 и 24 апреля 1953
Борис Игнатович
Музей Москвы
С.М. Будённый был женат трижды. Отцовское и семейное счастье маршал нашел в последнем браке. Жена Мария (1916–2006) была двоюродной сестрой второй, репрессированной жены Будённого Ольги. В этом браке родились два сына, Сергей и Михаил, и дочь Нина.
Георгий Константинович Жуков
(1896–1974)
Маршал Г.К. Жуков в кругу семьи
1955
Борис Игнатович
Музей Москвы
Эта послевоенная цветная фотография маршала Г.К. Жукова в кругу семьи включена во многие публикации и издания, посвященные маршалу Победы, — от научных и исторических до популярных и детских, но до сих пор она атрибутировалась как «из личного архива маршала Жукова». Из аннотаций иностранных агентств к копиям этого снимка стало известно, что один из отпечатков фотографии Жуков прислал Дуайту Эйзенхауэру в знак признательности за подарок, который американский генерал и будущий президент США сделал на свадьбу дочери Жукова Эры Георгиевны.
Ольга
Игнатович
Заместитель командира 100-го гвардейского истребительного авиаполка, дважды Герой Советского Союза гвардии майор Д. Б. Глинка (сидит в центре) в редакции газеты 1-го Украинского фронта «За честь Родины». В числе журналистов — Бобров, С. М. Борзунов (?) и А. П. Верхолетов (сидит слева).
1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Ольга Игнатович, будучи фотографом фронтовой газеты, работала над портретами в полевых условиях, сразу после боя, и крайне редко — в редакции газеты, где была возможность создать походную фотографическую студию. Но какими бы ни были условия ее работы, она создавала образы, вписывавшиеся в иконографию героя войны, которая стихийно складывалась в армейской прессе. На репортажных снимках Ольги Всеволодовны герои реагируют в момент съемки на взгляды и реплики товарищей по оружию, выглядят непосредственными, живыми. Закрытое пространство студии, наоборот, позволяло показать драматизм самоощущения героев, сочетание веры в победу и тяжести личной ответственности.
Дмитрий Борисович Глинка
(1917–1979)
Дмитрий Борисович Глинка
(1917–1979)
Во время Великой Отечественной войны совершил около 300 боевых вылетов, провел 100 воздушных боев. Личный боевой счет — 50 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза (1943).
Гость редакции газеты 1-го Украинского фронта «За честь Родины», заместитель командира 100-го гвардейского истребительного авиационного полка, дважды Герой Советского Союза майор Д.Б. Глинка
1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Григорий Андреевич Речкалов
(1918–1990)
В первый месяц Великой Отечественной войны сбил три вражеских самолета, был ранен. За две недели боев на Кубани в 1943-м сбил 19 самолетов, удостоен звания Героя Советского Союза. К лету 1944 года лично сбил 48 вражеских самолетов, награжден второй «Золотой Звездой» Героя. По статистике совершил 620 боевых вылетов, провел 122 воздушных боя, 61 самолет сбил лично и четыре — в группе. В 1957 году Г.А. Речкалову присвоено звание генерал-майора.
Заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, Герой Советского Союза капитан Г. А. Речкалов у своего истребителя
Польша, июнь 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Александр Иванович Покрышкин
(1913–1985)
26 июня 1941 года сбил свой первый вражеский самолет. В апреле 1943-го в боях на Кубани сбил 10 самолетов, стал Героем Советского Союза. В августе того же года стал дважды Героем и обрел всесоюзную славу. 18 марта 1944 года стал первым в стране трижды Героем за 550 боевых вылетов и 53 официально засчитанных сбитых самолета. Дивизия под командованием А.И. Покрышкина получила наименование «Берлинская». В Параде Победы участвовал как знаменосец 1-го Украинского фронта. По официальной статистике выполнил 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов лично и шесть — в группе. В 1972 году А.И. Покрышкину присвоено звание маршала авиации.
Командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза полковник А. И. Покрышкин
Польша, июнь — середина августа 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Иван Степанович Конев
(1897–1973)
В годы Великой Отечественной войны — генерал-лейтенант, командующий 19-й армией, генерал-полковник. Потерпел одно из тяжелейших поражений — Вяземскую катастрофу. Командовал Калининским, затем Западным фронтом, с июля 1943-го — Степным фронтом (в дальнейшем 2-й Украинский фронт). После Корсунь-Шевченковской операции И.С. Конев удостоен звания Маршала Советского Союза. В апреле 1944 года войска его фронта первыми перешли государственную границу СССР. С мая 1944 по май 1945-го командовал 1-м Украинским фронтом. Провел Львовско-Сандомирскую, Висло-Одерскую, Нижне- и Верхне-Силезские, Берлинскую и Пражскую операции. До июля 1946-го — главнокомандующий Центральной группы войск (штаб-квартира находилась в Вене).
Маршал И. С. Конев после награждения американским орденом «Легион почёта» из рук генерала О. Брэдли
Германия, Лебуза, 5 мая 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Пётр Петрович Вершигора
(1905–1963)
В годы Великой Отечественной войны — актер и режиссер Киевской киностудии, зачислен в РККА, первый бой принял 2 августа. Попал в окружение. Вышел к своим, проехав по немецким тылам 100 км на трофейной машине. С сентября 1941-го служил в политотделе 40-й армии, с мая 1942-го — в разведывательном управлении Брянского фронта. В июне был переброшен за линию фронта, в Брянские леса. Заместитель командира по разведке партизанского соединения С.А. Ковпака. С декабря 1943-го — командир соединения, ставшего 1-й Украинской партизанской дивизией имени С.А. Ковпака. 3 июля 1944-го дивизия соединилась с войсками РККА. 6 августа 1944 года П.П. Вершигоре присвоено звание генерал-майора, 7 августа — звание Героя Советского Союза.
Бывший командир 1-й Украинской партизанской дивизии имени С. А. Ковпака, Герой Советского Союза генерал-майор П. П. Вершигора выступает в радиостудии
Не ранее июня 1947
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Дорогами
войны
Калининский фронт. Перевозка 76-мм полковой пушки образца 1927 года
1942

Борис Игнатович
Музей Москвы
Дорогами
войны
У каждого из мастеров фотографии на войне были свои репортерские маршруты. Борис Игнатович был известен съемками в партизанских отрядах. Ольга Игнатович прошла с 1-м Украинским фронтом дорогами Украины, Польши, Германии, Чехословакии.

К середине лета 1941 года произошла реорганизация газет военных округов, и даже в период отступлений и потерь удалось наладить выпуск фронтовых и армейских газет. Их значение на фронтах войны трудно переоценить, работа в их редакциях была не менее ответственной, чем в редакциях центральной прессы. Кроме того, служба брата и сестры Игнатовичей в редакции армейской газеты на одном из важнейших фронтов в 1941–1943 годах — Калининском и позднее служба Ольги Всеволодовны в фронтовой газете 1-го Украинского фронта — совмещалась с выполнением заданий ГлавПУРа и Совинформбюро.

Раздел «Дорогами войны» охватывает широкий тематический спектр композиций — от передвижения и развертывания войск до жанровых сцен во время отдыха бойцов, их общения с мирным населением. Отдельный круг сюжетов — показ советской военной техники, имевший большое пропагандистское значение.
Борис
Игнатович
Партизаны в строю
Из серии «Партизаны Брянщины»
1943
Борис Игнатович
Музей Москвы
В 1942–1944 годах Борис Игнатович неоднократно по заданию Москвы находился за линией фронта, в расположениях партизанских отрядов, действовавших на оккупированных территориях. Роль партизанского движения в годы Великой Отечественной войны была высока. Особое внимание формированию мобильных диверсионных отрядов и работе с советским населением, оказавшимся на оккупированной территории, начали уделять с конца 1941 года. Тогда же была поставлена задача кино- и фотофиксации подвига партизан. Сложность задания заключалась в том, чтобы создать убедительный образ, яркое повествование и одновременно не выдать расположение партизанских отрядов, не рассекретить их командиров.
Снимки публиковались в газетах с условными подписями, например, «В расположении отряда Н. боец К. готовится к операции». Переброска корреспондента с «большой земли» к партизанам, его возвращение, переправка отснятого материала через линию фронта, охрана жизни и безопасности прибывшего фотографа были настоящими боевыми операциями. За годы войны в командировки к партизанам было отправлено всего несколько фотокорреспондентов. Наибольшую известность впоследствии получили фотографии партизан, сделанные Борисом Игнатовичем, Михаилом Трахманом, Яковом Давидзоном.
Партизаны в бою
Из серии «Партизаны Брянщины»
1943
Борис Игнатович
Музей Москвы
Партизанский отряд уходит в поход
Из серии «Партизаны Брянщины»
1943
Борис Игнатович
Музей Москвы
В довоенной авангардистской практике фотографии у Бориса Игнатовича была присказка — «упаковать и покосить», то есть сделать компактную, емкую по смыслу композицию с выраженной диагональю. Работа с военными сюжетами, когда подчас не было времени для поиска правильных точек съемки, должна была, казалось бы, привести к отказу от конструктивистского построения кадра. Но внутреннее чувство композиции, ее динамики по-прежнему помогали фотографу создавать внутри кадра известное зрителям «диагональное напряжение Игнатовича», придававшее самым обыденным сюжетам выразительность визуальной матрицы.
Калининский фронт. Перевозка 76-мм полковой пушки образца 1927 года
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
К лету 1942 года, после тяжелейших боев и отступлений зимы 1941–1942 годов, не только во фронтовой действительности, но и в фотографии, отражавшей военные будни, происходит перелом. После обилия постановочных, жестко цензурированных сюжетов все чаще появляются кадры, где за простотой происходящего скрывается чувство тревоги, отстраненности. Сквозь композицию в рамках редакционного задания проступает усталость фотографа, такого же солдата, который в минуты покоя уносится в мыслях в довоенное прошлое, погружается в воспоминания об оставленном доме.
Кухня, еда — одна из постоянных мифологем фронтовой жизни. Это сюжет разговоров в окопах, сюжет снов людей, страдающих от тяжести фронтового быта, сюжет солдатского фольклора. Кухня фигурирует в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин»:

На стоянке полевой —
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
Важно только, чтобы повар
Был бы повар — парень свой.

Но мы не встретим фотографий кухни, опубликованных в прессе военных лет, во всяком случае до 1944 года. Почему? Ответ — низкий сюжет, отсутствие героического начала. И тем не менее в фотоархивах военных лет мы видим изображения полевых кухонь у разных авторов, не только у Бориса Игнатовича. Экономя материалы для редакционных заданий, фотографы все же не могут удержаться от того, чтобы не снимать предмет, вокруг которого крутятся разговоры их окружения.
Калининский фронт. Раздача пищи из полевой кухни
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
Особое место в фронтовой фотографии занимает показ советской военной техники — эта демонстрация имела большое пропагандистское значение. В съемке советского вооружения можно выделить два направления: пошаговое фиксирование работы с техникой, буквально создание фотографической инструкции, и обобщенное художественное демонстрирование технической мощи оружия.
Калининский фронт. Артиллерийский расчет у 76-мм зенитной пушки образца 1938 года
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
Ольга
Игнатович
Танк ИС-2 и конная упряжка, перевозящая замаскированную дивизионную пушку ЗиС-3, в районе реки Нейсе
Германия, 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
В истории советской фотожурналистики наперечет имена женщин — военных фотокорреспондентов Великой Отечественной войны: Наталья Боде, Ольга Игнатович, Ольга Ландер, Елизавета Микулина, Галина Санько. Кто-то, как Наталья Боде, встал в строй, заменив погибшего мужа-фотожурналиста, кто-то, как Ольга Игнатович, пришел в фронтовую газету на помощь брату. Но каждая из них в годы войны воспринимала свою работу как обыденность и необходимость, без пафоса героизма.
Калининский фронт. В освобожденном Ржеве
Ржев, 1943
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Годы спустя военный фотокорреспондент Галина Санько напишет в воспоминаниях: «Я не боялась трудностей, плохой жизни, отсутствия удобств. Все старалась преодолеть так же, как и мужчины. И все-таки не могу забыть тяжелую фронтовую жизнь под блокированным Ленинградом. Повсюду были развалины и пожарища, негде было переночевать, обогреться. Боялась ли я? Боялась. Сколько раз в аду обстрела я желала, чтобы уж попали в меня, чтобы настал конец... Возможно, в моих военных фотографиях есть что-то женское, потому что я действительно женщина».
1-й Украинский фронт. В районе реки Нейсе. Занятия огнеметчиков
Германия, 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Очень редкий кадр, запечатлевший огнеметы на вооружении РККА. На бойце ранцевый огнемет Клюева — Сергеева (РОКС-3), разработанный в 1942 году конструктором НИИ химического машиностроения М.П. Сергеевым и конструктором военного завода № 846 В.Н. Клюевым. Основным назначением оружия было поражение струей горящей огнесмеси живой силы противника в укрепленных огневых точках, дзотах и дотах, в окопах и ходах сообщения. Огнемет применялся и для поджога неприятельской бронетехники и строений. Каждый ранцевый огнемет обслуживался одним бойцом. Заряда баллона хватало на шесть-восемь коротких выстрелов по 1–2 секунды, максимальная дальность составляла 40–42 м. Формировались роты ранцевых огнеметов (120 на роту), а с 1944 года — батальоны двухротного состава. Роты огнеметчиков придавались в усиление стрелковому полку или штурмовому инженерно-саперному батальону.
В 1924 году при Высшей стрелково-тактической школе «Выстрел» в Москве был создан питомник военных и спортивных собак РККА для разведки, связи, санитарной и караульной службы. В годы Великой Отечественной войны собаки с санитарными сумками и легкими салазками использовались для нахождения раненых. Вылизывая, собака приводила раненого в сознание, подставляла ему бок с сумкой, чтобы он мог сделать себе перевязку, а когда раненый ложился на салазки, вытаскивала его к своим частям. Из собак формировали ездово-санитарные упряжки. На них раненых вывозили с поля боя, а в обратном направлении доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие. Одна упряжка высвобождала трех санитаров. 15 тыс. упряжек вывезли в тыл около 700 тыс. раненых. Всего в РККА несли службу около 60 тыс. собак: они подорвали 300 танков противника, доставили 200 тыс. донесений, обнаружили 4 млн мин.
Калининский фронт. Под Ржевом. Санитар управляет собачьей упряжкой, которая тянет волокушу с раненым
Ржев, 1942–1943
Ольга Игнатович
Музей Москвы
На улице Глогау. В центре — бронеавтомобиль БА-64
Пруссия (ныне — Глогув, Польша), 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
В фотографиях военных будней Ольга Игнатович старалась обойтись без постановочных сцен, насколько это было возможно при выполнении редакционных заданий. Во многих кадрах свет и неожиданные композиции выдают собственное настроение автора. К 1945 году фотографии Ольги Всеволодовны становятся отстраненнее, в них усталость сочетается с острым романтическим переживанием каждого мгновения жизни, отпущенного на войне.
1-й Украинский фронт. Освобожденный Владимир-Волынский
Владимир-Волынский, конец июля — начало августа 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Один из неожиданных сюжетов для военного фотокорреспондента — момент другой, невоенной, жизни, казалось бы, не предназначенный для газетной публикации, а потому и для съемки. Можно только предполагать, как фронтовой фотограф, лейтенант Ольга Игнатович, привыкшая за месяцы войны видеть картинку в видоискателе камеры в обрамлении остовов обгоревших домов, сосредотачиваться на композиции, в центре которой мертвые тела, искореженная техника или боевые действия, вдруг останавливается и снимает почти идиллическую картинку мира: дома с разбитыми окнами, но уцелевшими чистенькими белыми фасадами, городской пустырь, на котором трава не сожжена взрывами, не разъезжена гусеницами танков, и группа людей в обычной довоенной одежде, неспешно ведущих разговор на закате солнца…
Солдаты 1-го Украинского фронта на окраине Берлина
Германия, Берлин, 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Май 1945 года. Все закончилось. И в это трудно поверить. По улице мимо разрушенного здания в хаосе машин идет группа советских солдат. Идут с автоматами на груди, привычно держат строй, но уже с внутренним ощущением «вольно!»: рука в кармане, обмякшие плечи, улыбки — еще смутные, непривычные. Победа пришла. Но ее еще нужно принять.
Страшная
правда войны
1-й Украинский фронт. Освобожденный Владимир-Волынский,
Владимир-Волынский, конец июля —
начало августа 1944

Ольга Игнатович
Музей Москвы
Страшная
правда войны
Двадцать третьего июня 1941 года Главное управление политической пропаганды Красной армии (c 16 июля — Главное политическое управление РККА, ГлавПУР) издает директиву «О содержании фронтовой, армейской и дивизионной печати»: снимать нужно только то, что мобилизует людей на борьбу с врагом. В фотографии надлежало всячески подчеркивать мощь Красной армии. Но фотографы снимают не только победы, но и эвакуацию, беженцев, разбитую технику противоборствующих сторон. И если съемки таких сюжетов в первые месяцы войны считались «пораженческими» и не могли пойти в печать, позднее был осознан их пропагандистский потенциал. Показ потерь и разрушений, зверств врага мобилизовал на борьбу с ним:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Василий Лебедев-Кумач

Особое значение приобретают фотографии пленных вражеских солдат и офицеров, кладбищ врага. Это зримое свидетельство результативности действий Красной армии. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», — слова из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) становятся лейтмотивом борьбы советского народа против захватчиков не на жизнь, а на смерть.
Борис
Игнатович
Советские солдаты осматривают захваченное в бою немецкое самоходное орудие. Разобравшись в его механике, починив и снова поставив в строй, они обращают пушку против ее создателей. После успешного контрнаступления под Москвой зимой 1941–1942 годов использование трофейной тяжелой самоходной техники перестало быть редкостью, но каждый подобный случай внутри воинского подразделения оказывался доброй новостью, с которой спешили поделиться с приехавшим в часть фотокорреспондентом. С 1943-го начали действовать специальные трофейные команды, в задачи которых входил сбор и отправка трофейного оружия в тыл на ремонт или в переплавку.
Калининский фронт. Красноармейцы осматривают захваченное немецкое самоходное орудие StuG III
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
Немецкие пленные. Калининский фронт
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
Некоторые историки называют морозную зиму 1941–1942 годов союзницей Красной армии в борьбе с врагом. После успешной операции Калининского фронта по обороне города Торжка, контрнаступления и возврата города Калинин советские войска захватили в плен несколько тысяч вражеских военнослужащих.
Калининский фронт. Пленные немецкие солдаты
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
«Немцы все еще надеялись на победу. В тот период еще редко кто из пленных говорил фразу "Гитлер капут". Наоборот, многие пленные немцы, которых мне приходилось тогда расспрашивать, искренно верили в будущую свою победу и говорили, что Гитлер их не обманул».
Из воспоминаний А.М. Ногаллера1 «Фрагменты ХХ столетия»
1А.М. Ногаллер — военный врач, в 1941–1942 годах служил в частях РККА на Калининском фронте.
Калининский фронт. Пленные немецкие солдаты
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
Ночные температуры в конце декабря 1941 года в Калининской области опускались до –30°С. Эта съемка, рассчитанная на публикацию в газете «Боевое знамя» 30-й армии Калининского фронта, рисует образ врага скорее комического, чем страшного. Позади пленных, выведенных из сарая на фотосессию, виден смеющийся красноармеец. Вся сцена напоминает лубочный сюжет зимы 1812–1813 годов, когда в деревнях так же показывали друг другу плененных французских солдат армии Наполеона.
На перекладине креста под каской надпись: «Ladleif Karl». В открытых базах данных удалось найти информацию о Карле-Хайнце Ладлайфе. Он родился 11 июля 1922 года в семье ветерана-подводника Первой мировой войны, мастера железнодорожных ремонтных мастерских в городе Линген-на-Эмсе. В 1924-м у Карла родилась сестра Анни, в 1926-м — брат Готтфрид. С началом Второй мировой войны Карла призвали в вермахт. Все, что о нем узнала семья, — он погиб 6 января 1942 года где-то северо-западнее Москвы. Вслед за старшим братом призвали младшего — тот пропал без вести на Восточном фронте в 1945-м. Анни Ладлайф выучилась на детскую медсестру, но затем ушла в монастырь. Родители Карла, Анни и Готтфрида умерли в 1960-х.
Калининский фронт. Немецкое кладбище
1942
Борис Игнатович
Музей Москвы
Ольга
Игнатович
Крейцбург. Автозаправочная станция
Пруссия (ныне — Ключборк, Польша), 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Одна из самых мирных сцен, какие можно представить: мужчины стоят на заправочной станции, рассматривают машину — свежевымытую, красивую, и обсуждают достоинства ее мотора. И все бы так. Но на дворе весна 1945-го, март, только недавно, в январе, закончились бои за город. И позади бензоколонки с уверенным названием «Standard» — остов дома и обожженное дерево. И неизвестно, какой вопрос страшнее: зацветет ли это дерево по весне или что стало с теми, кто до войны жил в том доме. В 1938-м немцы сожгли синагогу, угнали в гетто часть населения, в 1943-м устроили концентрационный лагерь. На кладбище советских солдат в городе покоятся 6278 военнослужащих. И так за каждой мирной сценой в конце войны стоят тысячи теней тех, кто не встанет из могил.
На фотографии запечатлены пленные, захваченные, возможно, в ходе Львовско-Сандомирской операции на территории юго-восточной Польши. Растерянные, уставшие от жары люди остановились на краю дороги, а мимо них на запад движутся части Красной армии.
К 1 мая 1943 года в советский плен попало 292 630 немецких военнослужащих и их союзников. Из них к этому же времени умерло 196 944 человека. По данным на 2 сентября 1945 года военнопленных (всех национальностей) было свыше 4 млн, из них 2 389 560 человек были немцами.
Пленные немцы
1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
1-й Украинский фронт. Освобожденный Владимир-Волынский
Владимир-Волынский, конец июля — начало августа 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
В сентябре 1942 года во Владимире-Волынском в течение трех дней было ликвидировано гетто — в одной из близлежащих деревень немцами было убито 15 тыс. евреев, вывезенных из города и его окрестностей. В 1943 и 1944 годах во время налетов Украинской повстанческой армии (УПА) на улицах города было убито свыше 2200 польских беженцев. На кладбище Владимира-Волынского находится 600 захоронений советских солдат — тех, кто погиб в фашистском концлагере в городе с 1941 по 1944 год. После освобождения летом 1944-го в город вернулись люди — местные жители и беженцы из соседних разоренных и сожженных деревень.
1-й Украинский фронт. Освобожденный Владимир-Волынский
Владимир-Волынский, конец июля — начало августа 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
20 июля 1944 года в Москве в честь соединений и частей Красной армии, отличившихся при взятии городов Владимира-Волынского и Равы-Русской в ходе наступательной Львовско-Сандомирской операции 1-го Украинского фронта, был дан салют двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. Нескольким частям Красной армии было присвоено почетное наименование «Владимиро-Волынских». Глядя на пустую улочку местечка, населенного к началу ХХ века евреями и поляками, трудно представить, что это место, где происходили ожесточенные кровопролитные бои.
Ольга Игнатович в 1942 году служила фотокорреспондентом газеты «Боевое знамя» 30-й армии Калининского фронта — в той же газете, где работал ее брат. Поскольку Борис выполнял особые поручения, в том числе съемку партизан в тылу противника, появление фотографий за подписью Игнатович создавало хорошее прикрытие. 30-я армия на протяжении весны 1942 — зимы 1943 года прочно удерживала рубежи у Ржева и участвовала в Ржевско-Вяземской наступательной операции 1943 года. На фотографии запечатлен сбитый над расположением частей 30-й армии истребитель «Мессершмитт Bf 109», точнее, то, что от него осталось. На переднем плане — два офицера позируют фотокорреспонденту, на заднем — ребятишки из близлежащей деревни.
Калининский фронт. Сбитый
«Мессершмитт Bf 109»
1942
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Тема жизни и смерти, следующих рука об руку на войне, проходит через творчество таких фотографов, как Иван Шагин, Всеволод Тарасевич, Роберт Капа. В их ряду и Ольга Игнатович. Тела убитых становятся частью военного пейзажа. Так, на первом плане фотографии Ольги Игнатович — тело убитого немецкого солдата, в глубине кадра — мирно беседуют два красноармейца и человек в немецкой шинели.
Город Форст после взятия советскими войсками
Германия, апрель 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Виды Дрездена нередко печатались на довоенных открытках. Изображение на фотографии — то, во что превратилась страна из-за войны. Интонация этого снимка, сделанного проездом между съемками заданий для газеты «За честь Родины» 1-го Украинского фронта, напоминает кадры Валерия Фаминского, фотографа Военно-медицинского музея, снимавшего в мае 1945-го в Берлине. Беженцы, груды щебня, бывшего некогда парадными фасадами на главной улице города, — сколько этого видела Ольга Всеволодовна за четыре фронтовых года… Победа объявлена, но невозможно сразу залечить раны и превратить ужасы войны в фотографии нового мира.
Дрезден. Разрушенные дома
Германия, 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Колонна пленных немцев
Чехословакия, Прага, май 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
На мосту через Влтаву движется колонна военнопленных. Война закончилась. Идут люди разных национальностей, разных родов войск, служившие в армиях разных государств, входивших в гитлеровскую коалицию. Эти люди идут на работу. Восстанавливать то, что было разрушено в результате кровопролитных боев за освобождение Праги. Но они — безликая масса. Они принадлежат прошлому. И только один персонаж — человек в очках, в шляпе и галстуке, на мотоцикле, делает эту фотографию острой и живой. Позади него подросток, они едут по своим делам. И им нет дела до бесконечной, шаркающей колонны людей из прошлого.
«Немецкая фабрика смерти — Освенцим»
Концентрационный лагерь Освенцим
Польша,
конец января 1945

Ольга Игнатович
Музей Москвы
«Немецкая фабрика смерти — Освенцим»
«Немецкая фабрика смерти — Освенцим» — под таким заголовком во фронтовой газете «За честь Родины» 28 февраля 1945 года вышла статья Александра Шарова с фотографиями Ольги Игнатович — свидетельства страшной правды о лагере смерти Освенцим. Это первая публикация снимка из серии «Освобождение Освенцима», который Ольга Всеволодовна сделала в конце января 1945 года у распахнутых ворот с печально известной надписью «Arbeit macht frei» — «Труд освобождает».

В июне 1945 года журналистская работа в лагере смерти Освенцим стала одним из оснований для награждения лейтенанта Ольги Игнатович боевым орденом Красной Звезды. В наградном листе сказано1: «По специальному заданию Военного Совета фронта и Политуправления, тов. Игнатович успешно произвела фотос'емку Освенцимского лагеря смерти...»

В этом разделе экспозиции собраны фотографические документы, сделанные Ольгой Всеволодовной в лагерях смерти Майданек в 1944-м и Освенцим в 1945-м после их освобождения частями Красной армии. Десятилетиями, видя под страшными кадрами из концентрационных лагерей подпись «Игнатович», зрители и специалисты не предполагали, что снимки сделаны женщиной…
______________________
1 Орфография сохранена.
Ольга
Игнатович
«Konzentrationslager Lüblin», «Vernichtungslager Lüblin» — «концентрационный лагерь Люблин», «лагерь уничтожения Люблин» — так называли немцы лагерь смерти Майданек под Люблином. Приказ о его создании был подписан Генрихом Гиммлером 20 июля 1941 года. Строили лагерь советские военнопленные. С декабря 1941-го в него начали свозить евреев. Лагерь имел площадь 270 гектаров и был разделен на пять секций. В нем имелось 22 барака для заключенных, два административных барака, 227 заводских и производственных мастерских. Заключенные принудительно трудились на собственных производствах лагеря, а также на заводе Steyr-Daimler-Puch, занимавшемся производством оружия и военной техники.
Бараки концентрационного лагеря Майданек
Польша, после 22 июля 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Концентрационный лагерь Майданек. Кладбище русских узников
Польша, после 22 июля 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Из строивших лагерь двух тысяч советских военнопленных к декабрю 1941-го в живых оставалось не более 500, которые умерли в январе — феврале 1942-го, когда в лагере случилась эпидемия тифа.
В 1942 году в лагере началось массовое уничтожение людей газом. Сначала использовался монооксид углерода (угарный газ), с апреля 1942-го — «Циклон Б» (этим газом умерщвляли людей в Майданеке и Освенциме). Первый крематорий заработал во второй половине 1942 года, через год появился еще один.
Концентрационный лагерь Майданек. Печь крематория
Польша, после 22 июля 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Третьего и четвертого ноября 1943 года лагерь стал одним из мест проведения операции «Эрнтефест» (нем. — «праздник сбора урожая») — целенаправленного уничтожения евреев, живущих в Люблинском районе. В эти дни в Майданеке было убито 18 тыс. человек. В мае 1953 года на территории Майданека появился первый в истории памятник жертвам холокоста.
Концентрационный лагерь Майданек
Польша, после 22 июля 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Концентрационный лагерь Майданек был освобожден Красной армией 22 июля 1944 года. К этому времени вся работоспособная часть заключенных была угнана на запад в Германию на другие виды работ. В лагере оставались только больные и истощенные, предназначенные к уничтожению, которого не произошло благодаря быстрому наступлению Красной армии.
Концентрационный лагерь Майданек
Польша, после 22 июля 1944
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Концентрационный лагерь Освенцим
Польша, конец января 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Аушвиц-Биркенау (нем. — Konzentrationslager Auschwitz-Birkenau) — комплекс немецких концентрационных лагерей и лагерей смерти, располагавшийся в 1940–1945 годах около города Освенцима, который в 1939 году указом Гитлера был присоединен к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова. Третьего сентября 1941 года в лагере был проведен первый «эксперимент» по уничтожению людей газом «Циклон Б» — были убиты 600 советских военнопленных и 250 поляков. В 1943-м введены в действие четыре газовые камеры и четыре крематория. В том же году медицинские опыты над людьми начал Иозеф Менгеле. С 1941 по 1945 год в Освенциме было умерщвлено от 1,1 до 1,6 млн человек, большинство из убитых — евреи. Освенцим был крупнейшим (с 1944 года) и наиболее долго просуществовавшим лагерем уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов холокоста.
Освобождение концентрационного лагеря Освенцим
Польша, конец января 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Концентрационный лагерь Освенцим был освобожден 27–28 января 1945 года войсками 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта совместно с войсками 38-й армии 4-го Украинского фронта в рамках Висло-Одерской операции. Свободу обрели около 7,6 тыс. узников, в том числе не менее 200 детей. В мировой практике чаще употребляется немецкое название концентрационного лагеря — «Аушвиц», а не польское «Освенцим», поскольку именно немецкое название использовалось нацистской администрацией. В советских и российских (русскоязычных) справочных изданиях и СМИ исторически преимущественно пишется польское название. День освобождения Освенцима — 27 января — установлен ООН как Международный день памяти жертв холокоста.
Победные
аккорды
Демобилизованные солдаты уезжают на родину
Австрия, Вена, 1945

Ольга Игнатович
Музей Москвы
Победные
аккорды
В 1945–1947 годах Борис и Ольга Игнатович фотографируют новую мирную жизнь с верой в вечный мир после победы, доставшейся страшной ценой.

У Бориса Игнатовича сохраняется напряженный график съемок. До 1950 года он продолжает служить и демобилизуется в чине капитана гораздо позже многих коллег. Одно из направлений его работы — портретная фотография: он снимает высший командный состав Красной армии. Тем важнее для нас опубликовать его фотографии празднования 800-летия Москвы и показать многогранность решаемых Игнатовичем после войны профессиональных задач.

Ольга Игнатович продолжает служить в Центральной группе войск, в которую в мае 1945 года был преобразован 1-й Украинский фронт. В ее обязанности входит съемка официальных мероприятий на высшем уровне, отражающих сложные политические отношения между войсками союзников по окончании Второй мировой войны. Она фотографирует мирные объекты — мосты, дороги, восстановленные в Европе силами советских солдат; снимает проводы победителей на родину; мемориалы советским воинам в Югославии, Чехословакии, Австрии, которые открываются местными властями в знак благодарности освободителям.
Борис
Игнатович
На площади Свердлова в день празднования 800-летия Москвы (съемку ведет корреспондент ТАСС Наум Грановский)
Москва, 7 сентября 1947
Борис Игнатович
Музей Москвы
В финальной части экспозиции — съемки Бориса Игнатовича празднования 800-летия Москвы. Эти снимки публикуются впервые. Фото- и киносъемка первого масштабного торжества СССР после окончания Великой Отечественной войны были важной государственной задачей, для выполнения которой были мобилизованы специалисты из всех фоторедакций и киностудий столицы. На одном из снимков Игнатович запечатлел за работой своего коллегу Наума Грановского, корреспондента ТАСС, известного в будущем фотографа архитектуры.
На площади Свердлова в день празднования 800-летия Москвы
Москва, 7 сентября 1947
Борис Игнатович
Музей Москвы
Тема работы оркестра с 1930-х годов — широко распространенный сюжет в советской фотожурналистике, достаточно вспомнить фотографии самого Бориса Игнатовича, Георгия Зельмы, Александра Родченко. В отличие от композиционных построений 1930-х с жесткими контрастами масштабов изображения, в этом снимке Игнатович идет по пути Родченко, снявшего «Работу с оркестром» во время командировки на строительство Беломорско-Балтийского канала (1933). На первом плане — головы оркестрантов и музыкальные инструменты.
Москва преобразилась к празднованию своего юбилея. Особенно много временных декоративных сооружений располагалось в центре города — на улице Горького (ныне — Тверская) и близлежащих площадях. Временные декорации вызывали в памяти старшего поколения монументальную пропаганду первых послереволюционных лет.
Манежная площадь в день празднования 800-летия Москвы
Москва, 7 сентября 1947
Борис Игнатович
Музей Москвы
При взгляде на устремленные ввысь шпили обелисков и башенок, на тонкие, тянущиеся вверх формы праздничного декора рождаются необоснованные предположения об ослаблении контроля в общественной жизни, о повороте к свободе. Этим надеждам не суждено было сбыться. 16 августа 1946 года вышло постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», обозначившее жесткий контроль со стороны государства за художественной жизнью. И все-таки, рассматривая уличные конструкции в стиле 1920-х — времени его молодости, Игнатович «укладывает» их в композиции, динамические, в ракурсе снизу, как будто ожидает, что современные журналы пойдут по пути работы с формой, запрещенному 15 годами ранее.
Манежная площадь в день празднования 800-летия Москвы
Москва, 7 сентября 1947
Борис Игнатович
Музей Москвы
«Москва пребывала в состоянии лихорадочной деятельности. Многочисленные бригады развешивали на зданиях гигантские плакаты и портреты национальных героев — они занимали целые акры. Мосты обрамляли гирлянды электрических лампочек. Кремлевские башни, стены и даже зубцы стен тоже были усыпаны лампочками. Каждое общественное здание подсвечивалось прожекторами. <…> Кумач, флаги и бумажные цветы украшали каждый дом. На здании каждого ведомства висело свое панно».
Из книги Джона Стейнбека «Русский дневник»
Здание ГУМа на Красной площади в день празднования 800-летия Москвы
Москва, 7 сентября 1947
Борис Игнатович
Музей Москвы
«Не было ни единого здания, на котором не висел бы хоть один очень большой портрет Сталина. Вторым по размеру был портрет Молотова. Еще были развешаны портреты руководителей союзных республик, Героев Советского Союза, но те уже были размером поменьше».
Из книги Джона Стейнбека «Русский дневник»
Центральный музей В. И. Ленина в день празднования 800-летия Москвы
Москва, 7 сентября 1947
Борис Игнатович
Музей Москвы
На площади Свердлова в день празднования 800-летия Москвы
Москва, 7 сентября 1947
Борис Игнатович
Музей Москвы
Среди иностранных авторов, видевших размах праздника 7 сентября 1947 года в Москве, был Роберт Капа, включивший впоследствии съемки праздничной столицы в книгу «Русский дневник» (фотографии Роберта Капы, текст Джона Стейнбека). У Капы и Игнатовича много схожих сюжетов: танцы на площади Свердлова перед Большим театром, временные декоративные сооружения по всему городу. И если Капа — легенда мировой фотожурналистики, Борис Игнатович — легенда русской и советской фотографии. Сражавшиеся с камерой в руках на одной стороне во время войны, после войны, в Москве 1947-го, они также снимают бок о бок.
Ольга
Игнатович
Участники совместного военного патруля возле здания австрийского парламента в Вене
Австрия, 1945–1946
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Музей Москвы впервые публикует фотографии, сделанные во время службы в Центральной группе советских войск фотокорреспондентом лейтенантом Ольгой Всеволодовной Игнатович. Находясь при штаб-квартире Центральной группы войск в Вене, Ольга Игнатович вела хронику восстановления Австрии, Венгрии, Чехословакии, сопровождала военачальников и лично маршала И.С. Конева во время официальных визитов.
Эскорт командующего 12-й группой армий США генерала О. Брэдли, прибывшего на встречу с командующим войсками 1-го Украинского фронта маршалом И. С. Коневым
Германия, Лебуза, 5 мая 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Еще до официального окончания Второй мировой войны, в местах встречи фронтов союзников по антигитлеровской коалиции — советской и американской армий — начинают происходить официальные визиты высшего офицерского состава армий и фронтов.

«Брэдли прибыл со свитой генералов и офицеров и огромным количеством корреспондентов и фоторепортеров, я бы даже сказал, с чрезмерным. С нашей стороны кроме меня присутствовали члены Военного совета фронта… <…> Находились также представители наших газет, кинооператоры и фотокорреспонденты, но куда в более скромном числе, чем у американцев».

Из книги маршала И.С. Конева «Сорок пятый»
Встреча командующего войсками 1-го Украинского фронта маршала И. С. Конева с командующим 12-й группой армий США генералом О. Брэдли
Германия, Лебуза, 5 мая 1945
Ольга Игнатович
Музей Москвы
«…В тот день, 5 мая 1945 года, встреча двух командующих — американского и советского — происходила в атмосфере прямодушия и откровенности. Мы с Брэдли были не дипломатами, а солдатами, и это наложило отпечаток на обе встречи — одновременно и официальные, и дружественные».
Из книги маршала И.С. Конева «Сорок пятый»

«Конев вместе со своим штабом встретил нас у ворот довольно мрачной виллы, в которой разместился его командный пункт. Это был человек могучего телосложения с огромной лысой головой. <…> На столе в изобилии были свежая икра, телятина, говядина, огурцы, черный хлеб и масло. <…> Графины с водкой стояли повсюду, и тосты начались сразу же, как только мы уселись за стол».
Из книги генерала О. Брэдли «Записки солдата»
Открытие восстановленного Флоридсдорфского моста (моста Малиновского) через Дунай
Австрия, Вена, 19 мая 1946
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Флоридсдорфский мост (нем. — Floridsdorfer Brücke) через Дунай в Вене был открыт в 1924 году. Он был возведен на месте открытого в 1874 году моста имени кайзера Франца-Иосифа, который перестал удовлетворять требованиям времени. В ночь на 14 апреля 1945 года отступавшие немцы подорвали мост, обрушив в реку его центральный пролет. Инженерные войска Красной армии первоначально возвели деревянную пешеходную дорожку, а с осени 1945-го занялись восстановлением моста. 19 мая 1946 года при огромном стечении народа, в присутствии канцлера Леопольда Фигля, министра иностранных дел Карла Грубера и военного коменданта Вены генерал-лейтенанта Никиты Федоровича Лебеденко мост был открыт.
На торжественном митинге в честь открытия восстановленного советскими войсками Флоридсдорфского моста бургомистр Вены Теодор Кёрнер объявил, что мост будет называться «мостом Малиновского» (нем. — Malinowski-Brücke) — в честь маршала, командовавшего 2-м Украинским фронтом, войска которого входили в Вену с севера.
Открытие восстановленного Флоридсдорфского моста (моста Малиновского) через Дунай
Австрия, Вена, 19 мая 1946
Ольга Игнатович
Музей Москвы
18 июля 1955 года по решению Совета по культуре и народному образованию города Вены мосту Малиновского, а также ряду улиц и площадей, переименованных в 1945–1946 годах, были возвращены исторические названия. С карты австрийской столицы исчезли площадь Сталина, улица и мост Красной армии, улица Толбухина. В 1978 году рядом со старым Флоридсдорфским мостом был открыт новый, современный. Старый мост впоследствии разобрали.
Открытие восстановленного Флоридсдорфского моста (моста Малиновского) через Дунай
Австрия, Вена, 19 мая 1946
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Редкие кадры кино- и фотохроники 1946 года запечатлели Ольгу Игнатович, делающую съемку во время парадов союзнических войск, на открытиях памятников советским воинам, павшим за освобождение европейских государств. В городах, где жители еще разбирали завалы после бомбардировок и боев, уже трудились местные художники над мемориальными сооружениями. В первые годы после окончания войны воинские кладбища, мемориальные стелы, памятники открывались по инициативе местных властей. Церемонии их открытия превращались в массовые митинги с возложениями венков, речами и траурными шествиями. Пройдя войну на передовой, после ее окончания Ольга Всеволодовна оказалась на передовой мировой политики, запечатлевая построение новой Европы.
Скульптор завершает работу над композицией у входа в готовящееся к открытию Советское воинское кладбище на Центральном кладбище Вены в районе Зиммеринг
Австрия, Вена, 1946
Ольга Игнатович
Музей Москвы
Ирина Чмырева о жизни Бориса Игнатовича после войны
Ирина Чмырева о продолжении службы Ольги Игнатович после победы