к выставке
Волга. Москва. Нева.
Специальное меню, вдохновленное работами саратовских символистов в Москве и Ленинграде 1920−1940-х от бистро «Цирк»

Попробуйте и приходите на выставку
Картофельные крокеты / солёный крем из сыра  /
икра осетра
Кашкин. «Осетры и Севрюга»
Гордость Волги, осётр не так уж часто появлялся на картинах советских художников. Этот натюрморт Кашкина, выпускника прославленного Боголюбовского училища (в 1920-х оно называлось “Художественно-практический техникум”) выглядит вовсе не как работа студента техникума: это по меньшей мере Пьер Боннар на саратовский лад. Щедрость речных даров соединилась с сиянием французских красок!

Пирожки с копчёным сомом / взбитая сметана
Выставка «Волга. Москва. Нева» посвящена саратовским художникам, которые работали в трех городах, а учителем своим считали одного таинственного, в 1930-е годы позабытого мастера символистской грёзы — Виктора Борисова-Мусатова. Словно огромный сом, дух Мусатова и сегодня живет в подводной усадьбе голубоватых и синих волжских красок. Кстати, царство сома замечательно изобразил в рисунках к сказке Ершова «Конек-Горбунок» еще один герой выставки — саратовец Владимир Милашевский!
Белокочанная капуста / пряный сливочный соус / выдержанный сыр
Капуста . Этюд
Капуста входила в число любимых тем саратовских символистов. Виктор Борисов-Мусатов писал ее даже ночью, а Павел Кузнецов специально ездил на капустные поля советских колхозов, чтобы создать огромные, словно колеблемые воздухом голубовато-зеленые панно. На выставке “Волга, Москва, Нева” обратите внимание на последний зал: там есть картина с девочкой Лидой, которая держит в руке капустную голову, подобную земному шару.

Голубцы с судаком / сливочный соус с икрой форели и палтуса
Евгений Егоров. «В саратовской пивной»
Для русского авангарда, разрушающего все старые формы ради новой абстракции - кубизма, лучизма, супрематизма - большое значение имело народное искусство. Художники собирали русский лубок, подражали вывескам и искали крестьян-самородков, чтобы у них поучиться строить форму неакадемично. Картина Евгения Егорова - уже не авангард, это 1926 год, но в ней кипит восторг от наивного и народного творчества, а сама простоватая тема - саратовская пивная - решена весело и театрально. Голубцы, небось, уже несут!


Томлёный барашек в панировке / рис с азиатскими специями / соус демигляс
Павел Кузнецов «Азиатский базар»
«Азиатский базар» — одна из самых ранних попыток Павла Кузнецова создать стенную роспись. Заказ для Казанского вокзала предложил Алексей Щусев, но проект не состоялся, началась Первая мировая война. Кузнецов всю жизнь мечтал об огромных фресках, преподавал монументальную живопись в московском ВХУТЕМАСе, но сам писал только картины, подписывая их «аль-секко» и «аль-фреско» — стены оставались в воображении. Эти работы продолжали знаменитую «Киргизскую сюиту», за которую художника сравнивали с Гогеном, на картинах этого цикла немало барашков…
Сливочное мороженое / сладкий херес
Мартирос Сарьян. «Сбор винограда»
Мартирос Сарьян был сыном крестьянина, сцены сбора урожая или работы на земле часто встречаются в его полотнах. Такие картины заказывались государством, чтобы прославить советское сельское хозяйство и назывались «тематическими», но Сарьян так и остался символистом: ему интересны не конкретные бытовые детали, а высокая, эпическая тема труда и смены времен года, щедрость красок и условные фигуры людей, которые, как плоды, рассеяны по земле.

Груша печёная в вине / сливочное мороженое / печенье из тыквы
Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи»
Мартирос Сарьян приехал в Москву не из Саратова, а с юга России - из Нахичевани-на-Дону - и сразу примкнул к саратовским символистам, до конца своей долгой жизни опираясь на их философию. Яркой чертой живописной системы Сарьяна стал сияющий цвет его картин. Полотна саратовцев словно утопают в голубом тумане, а у Сарьяна - удары рыжего, красного, золотого, зеленого, которые звучат, как глубокие музыкальные аккорды. Его натюрморты с плодами - настоящий гимн природе, но одновременно - абстракция, исследующая ритмы и пропорции земного мира.
Коктейль «Голубая роза»
Объединение «Голубая роза» — главное явление символизма в русской живописи — стало истоком дружбы и соавторства героев выставки «Волга, Москва, Нева». Выставка проходила в небольших комнатах, окрашенных в лазоревые тона, звучала тихая музыка, на стенах висели картины-грезы, картины-миражи. Все это произвело в 1907 году огромное впечатление на москвичей. Таинственный цветок с неземных берегов совсем не ассоциируется с серединой XX века и особенно с советским временем, но не стоит забывать, что именно так называлась потусторонняя организация, которая действует в третьем сезоне «Твин Пикса».
Музей Москвы и ВДНХ при поддержке Департамента культуры города Москвы открывают в павильоне «Рабочий и колхозница» выставку «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х».
Выставка посвящена созвездию волжских художников первой половины XX века — выходцев из Саратова, значительно повлиявших на искусство Москвы и Ленинграда.

Главный образ выставки — разговор трех рек, и маршрут экспозиции можно сравнить с речной прогулкой. Вслед за художниками зритель отправится в путешествие по Волге, Москве-реке и Неве, открывая для себя незнакомые грани истории советской живописи.
Экспозиция представит более двухсот живописных, скульптурных и графических работ, собранных по всей стране. Основу составят произведения Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, предоставившего работы как известных художников — Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, — так и менее известных, но не менее значимых для истории саратовской школы — Михаила Аринина, Валентина Юстицкого, Евгения Егорова, Владимира Кашкина, Елены Бебутовой и других.

Выставка работает с 19 декабря 2025 — 17 мая 2026