Мозаика в метро
Мозаики на станциях, открытых в годы Великой Отечественной
Вторая из трех частей нашего рассказа посвящена мозаикам на станциях, построенных в годы Великой Отечественной и сразу после нее.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на крайне сложное (порой трагическое) положение дел на фронте, строительство метро в Москве не прекращалось. Был достроен и пущен Замоскворецкий радиус, от «Театральной» до «Автозаводской» (тогда: от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина»). А также продлен Покровский радиус – в 1944-м открылись станции метро «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская» («Сталинская») и «Партизанская» («Измайловский ПКиО им. Сталина»).

Как и мозаики на станции «Маяковская», мозаики на «Новокузнецкой» были сделана по эскизам Александра Дейнеки, но производят они совершенно иное впечатление

В чем же разница? Во-первых, другой формат: не овальные панно, а шестигранные. Во-вторых, другая тематика — не покорение воздушного пространства, а советская промышленность. В-третьих, мозаики предназначались для другой станции и должны были располагаться выше, сейчас они слишком близко к зрителю и производят давящее впечатление. Они были изготовлены для «Павелецкой», но станция еще не была готова к отделке, когда строительство метро возобновилось, а мозаики уже были в Москве.

Проект станции метро «Павелецкая» (Замоскворецкой линии) - проект А. Душкина, в итоге не воплощенный. На своде распределительного зала видны мозаики (по эскизам А. Дейнеки, изготовлены В. Фроловым), в итоге оказавшиеся на «Новокузнецкой»

Закончены эти мозаики были осенью-зимой 1941-го в блокадном Ленинграде, в мастерской уже знакомого нам Владимира Фролова, работавшего над «Маяковской» до войны. Чтобы доставить мозаики из осажденного города, их пришлось вывозить на грузовиках по «Дороге жизни», проходившей по льду Ладожского озера. К сожалению, сам В. Фролов не увидел результата своих трудов - он умирает во время блокады города (сегодня на "Новокузнецкой" установлена мемориальная доска в память о нем).


Автором станции «Автозаводская» был тот же архитектор, что и станции «Маяковская» - архитектор Алексей Душкин. Но сами пространства отличаются. Как и на «Маяковской» Душкин хотел расположить мозаики на потолке, но в итоге ими были украшены путевые стены.
Станция метро "Автозаводская". Фото: А. Савин
Тема этих мозаик «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны»: здесь изображены крестьяне и рабочие, сражающиеся на фронте и труженики тыла, жители разных частей страны. Их совместные усилия приближают победу.

Мозаика на путевой стене «Автозаводской». Фото: Евгений Чесноков
Кроме римских мозаик из смальты на потолках и стенах этих станциях, сохранились и флорентийские из камня, они украшают торцы станций.

И на «Новокузнецкой», и на «Автозаводской» можно увидеть изображение московского Кремля, который становится фоном для шествия. На «Новокузнецкой» оно объединило военных и тружеников тыла, в том числе строителей метро (отмечают их портретное сходство с архитекторами станции Иваном Тарановым и Надеждой Быковой). На «Автозаводской» в одних рядах оказались защитники древней и современной Москвы.

Вестибюль «Автозаводской». Фото: Евгений Чесноков

И это не случайно, ведь расположенный недалеко от станции Симонов монастырь с древних времен защищал город от неприятеля, а советские годы такую роль стал играть Завод имени Сталина (более знакомый нас как ЗИЛ), переориентированный на военные нужды.


Уникальный для московского метро случай – мозаика на полу наземного вестибюля станции метро «Бауманская».

Наземный павильон станции метро «Бауманская». Фото: Дмитрий Аксенов

Круговая композиция с двенадцатью видами оружия напоминает циферблат часов или зодиакальный круг – знак того, что война идет круглый год и забирает все время на фронте и в тылу.


Возможным прототипом для этой композиции была напольная мозаика синагоги в Бейт-Альфа (обнаруженный археологами мозаичный пол здания синагоги византийской эпохи, на территории современного Израиля) - фото 7. Этот памятник 6 века н.э. мог быть знаком авторам станции метро по опубликованным фотографиям.

Мозаичный пол синагоги в Бейт-Альфа, 6 в. н.э.

Итак, мозаики станций военного времени развивают довоенный опыт, теперь их можно встретить не только на потолке станций, но они начинают занимать пространство на полу и стенах.


Наибольшего расцвета искусство мозаики в столичной подземке достигнет в станциях послевоенного времени.

Смотрите также

Вам может понравиться