Мозаика в метро
мозаики 1950-х - середины 1960-х годов, переход от послевоенного сталинского стиля к умеренности раннего модернизма.

Третья и последняя часть рассказа о мозаиках на станциях и вестибюлях московского метрополитена расскажет о том, какой стала мозаика после 1950х.

Мозаики 1950-х


Станция «Комсомольская» (Кольцевой линии) долгое время была самой высокой и широкой в Московском метрополитене. Она рассчитана на большое количество пассажиров, ведь над ней находятся целых три железнодорожных вокзала.



Станция метро «Комсомольская» (Кольцевой линии). Фото: Александр Попов

Ее своды украшают 8 мозаик: одна из них изображала Иосифа Сталина во время парада 7 ноября 1941 года. Тогда он произнес речь, в которой призывал солдат вдохновляться образами великих предков — все они также изображены на сводах станции. Все мозаики объединяет золотой.

Мозаики на своде центрального зала станции «Комсомольская». Фото: Александр Попов

Он выгодно подчеркивает цветные изображения, создается ощущение реалистичности и символизма одновременно.

Такой прием можно увидеть в декорировании византийских храмов, в живописи ренессанса и барокко.

Сходство не случайно, ведь архитектор Алексей Щусев до революции занимался храмовым зодчеством, а художник Павел Корин (оба — авторы этой станции) учился на иконописца и оформлял фресками и мозаиками церкви.


Не все мозаики на «Комсомольской» остались в первоначальном виде, некоторые были переделаны в начале 1960-х годов. Изображения Сталина были заменены на изображения Ленина.

Изменение сюжета мозаики на станции метро «Комсомольская». Передвигайте ползунок на изображении влево и вправо для сравнения.

Еще две «привокзальные» станции («Киевская» и «Белорусская» Кольцевой линии) посвящены двум союзным республикам. Римские мозаики на станции метро «Киевская» (1954) рассказывают об общих событиях и перекличках в истории России и Украины, а флорентийские мозаики на станции метро «Белорусская» (1952) о разных сферах жизни белорусского народа.

Интересно, что Белорусская-кольцевая спроектирована теми же архитекторами (Иваном Тарановым и Надеждой Быковой), которые еще до Войны работали над Белорусской-радиальной. И тогда обошлись без мозаик. Уже на станции «Киевская» (1953 г.) Арбатско-Покровской линии мы видим, как мозаику имитирует более дешевая техника фрески.

С завершением сталинской эпохи начался курс на более простое и экономное оформление станций.

На новых станциях от мозаик отказываются, а на старых они зачастую создаются, чтобы замаскировать символы предшествующей эпохи: вместо барельефа с Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным на «Павелецкой» в начале 1960-х годов появились «Рабочий и Колхозница» — гимн промышленности и сельскому хозяйству в аллегорической форме.

Мозаика на станции «Павелецкая» Кольцевой линии

А вместо Сталина в окружении знамен в вестибюле «Добрынинской» — панно «Утро космической эры», посвященное первым успехам советского человека в Космосе. В целом для советского искусства тех лет характерна тенденция к уменьшению роли политики и идеологии, переход к более спокойным и общечеловеческим сюжетам. От мозаик 1950-х годов они отличаются более крупными фрагментами смальты, большей выразительностью, монументальностью, более яркими и контрастными цветами.

В целом для советского искусства тех лет характерна тенденция к уменьшению роли политики и идеологии, переход к более спокойным и общечеловеческим сюжетам. От мозаик 1950-х годов они отличаются более крупными фрагментами смальты, большей выразительностью, монументальностью, более яркими и контрастными цветами.

Как меняется искусство мозаики в эпоху модернизма (начиная с 1960-х годов)?


Изображения становятся менее реалистичными, пространство — более абстрактным, художники могут вдохновляться древними иконами и произведениями авангардной живописи. На мозаике «Матери мира» (1967) в вестибюле станции «Проспект мира» сюжет напоминает о богоматери с младенцем, а композиция отсылает к знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица» (возможно совпадение, но в тот же год в прокат вышел фильм Тарковского «Андрей Рублев»). Расположение детских фигур по центру, а взрослых по сторонам создает эффект обратной перспективы, который усиливается изображениями архитектуры разных стран на заднем фоне.

Мозаика «Матери Мира», вестибюль станции метро Проспект Мира.

Смотрите также

Вам может понравиться