Борис Всеволодович Игнатович
1899, Слуцк — 1976, Москва

Русский и советский фотограф, мастер документальной фотографии и психологического портрета, репортер, кинооператор, журналист. Пионер советской авангардной фотографии 1920–1930-х годов, основоположник фотожурналистики, педагог.

Семья
Отец из дворян, учитель математики. Мать из семьи батраков. Борис — второй из шестерых детей. Старший брат учился в Морском инженерном училище в Петрограде, младшие сестры в 1920–1930-е годы присоединились к Борису в занятиях фотографией и журналистикой.

1908–1914

1908–1914

Учится в гимназии в городе Лодзь, где преподает его отец.
1914–1917
1914–1917
Учится в гимназии в Луганске, куда после скоропостижной смерти отца переезжает семья, поближе к родне матери. Дает частные уроки, чтобы помочь семье.
Март 1917
Март 1917
Бориса исключают из гимназии за издание рукописного журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках.
Апрель 1917
Апрель 1917
Уезжает в Петроград к старшему брату, студенту Морского инженерного училища.
1918
1918
Оканчивает с серебряной медалью гимназию в Выборге. Возвращается в Луганск. Работает журналистом в газете «Северо-Донецкий коммунист». Как представитель своей газеты участвует в Первом Всесоюзном съезде журналистов в Петрограде.
1919–1920
1919–1920
Вступает в ряды РКП(б), работает литературным сотрудником харьковской газеты «Красная звезда» и киевской «Всеиздат», ответственным редактором уфимской газеты «Красная Башкирия», заведует областным отделом Российского телеграфного агентства в Стерлитамаке.
1921–1922
1921–1922
Заместитель редактора, а затем редактор московской газеты «Горняк». Посещает вечерние классы ВХУТЕМАСа. В результате внутреннего конфликта в редакции отстранен от должности и переведен из членов РКП(б) в кандидаты.
1922
1922
Переезжает в Петроград.
1922–1925
1922–1925
Заведует редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина», «Смехач» и «Бузотёр».
1923
1923
Под влиянием художника-иллюстратора Владимира Лебедева начинает фотографировать, экспериментирует с редакционной камерой «Кодак».
1925
1925
Возвращается в Москву. Восстановлен в членах РКП(б). Заведует редакцией журнала «Рабочая неделя», иллюстрированного приложения газеты «Труд».
1926
1926
Приобретает первые профессиональные фотокамеры для личной работы. Участвует в выставке фотографии, организованной Ассоциацией московских фоторепортеров при Доме печати.
1927
1927
Работает бильдредактором в московской газете «Беднота».
1928
1928
По заданию редакции «Бедноты» снимает Лудорвайский процесс над кулаками в Удмуртии.
1929
1929
Профессиональный фоторепортер журналов «Современная архитектура», «Даёшь», «Радиослушатель», «Иллюстрированная рабочая газета». Начинает снимать камерой «Лейка». В журнале «Советское фото» выходит статья о фотографии Бориса Игнатовича. Участвует в фотовыставке Общества друзей советского кино в Москве, во время работы над экспозицией знакомится с Александром Родченко. По приглашению Эль Лисицкого работы Игнатовича показаны на выставке современной художественной фотографии в Вене и в советском разделе европейской модернистской выставки «Фильм и фото / Film und Foto» в Штутгарте.
1930
1930
По сценарию Эсфири Шуб снимает на Московской фабрике кинофотообъединения «Союзкино» киноочерк «Сегодня», избранные кадры которого публикуются в журнале «Кино и жизнь» (1930, № 21). Участвует в создании одного из первых звуковых фильмов «Олимпиада искусств» (режиссер М. Юдин; операторы Б. Небылицкий, Б. Игнатович, Д. Дебабов). Принимает приглашение Александра Родченко войти в состав фотосекции группы «Октябрь» и становится одним из ее руководителей. Секция была организована внутри союза представителей разных жанров и видов искусств, известного как Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда «Октябрь». Помимо Бориса в фотосекцию входят его сестры Аркадия, Ольга и Елена.
1931
1931
Начинает сотрудничать с журналом «СССР на стройке». В московском Доме печати проходит выставка фотосекции «Октябрь», называемой также «группа "Октябрь"». Представленные в экспозиции знаменитые впоследствии снимки Александра Родченко, такие как снятые с нижней точки «Пионерка», «Пионер», «Пионер-трубач», а также серия динамичных кадров из фоторепортажа «Лесопильный завод "Вахтан"», становятся мишенью для разгромной критики и поводом для обвинений в формализме, «нежелании перестраиваться в соответствии с новыми задачами» на страницах журнала «Пролетарское фото».
1932
1932
Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда «Октябрь» прекращает существование вскоре после выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Борис Игнатович избирается председателем Московской ассоциации фотокорреспондентов.
1932–1934
1932–1934
Работает кинооператором Московской студии треста «Союзкинохроника» (позднее — Московская студия «Союзкинохроники»), снимает сюжеты для кинопериодики, среди них документальный очерк «Как работают Кукрыниксы» и документальный фильм «Электрификация СССР» (режиссер А. Егоров).
1934–1935
1934–1935
Заведует отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва», сотрудничает с газетами «Правда», «Рабочая газета», «Труд», «Комсомольская правда», журналами «Нарпит», «Прожектор», «Красная нива», «Огонёк», «Смена», «Советское ФОТО», «СССР на стройке».
1935
1935
Входит в состав оргкомитета и представляет свои работы на выставке «Мастера советской фотографии» в Москве.
Середина 1930-х
Середина 1930-х
Деятельность «Бригады Игнатовича», снимающей для газет «Вечерняя Москва», «Строим», журналов «Строительство Москвы», «Наши достижения», «СССР на стройке» и других, Агентства фотоинформации «Союзфото». В 1937 году в «Бригаду Игнатовича» входил 41 штатный корреспондент, в том числе Елеазар Лангман, Сергей Сенькин, Николай Штерцер, Яков Бродский, Леонид Бать, сестры Ольга и Елизавета Игнатович.
1936–1937
1936–1937
Штатный фоторепортер газеты «Комсомольская правда».
1937–1941
1937–1941
Штатный фоторепортер журнала «Строительство Москвы».
1937–1938
1937–1938
Участвует в оргкомитете выставки и представляет коллекцию своих фотографий в экспозиции Первой всесоюзной выставки фотоискусства (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; Государственный Русский музей, Ленинград; Киевский государственный музей украинского искусства).
1938
1938
Коллекция фотографий Игнатовича представлена на выставке советского фотоискусства в Каунасе.
1938–1939
1938–1939
Коллекция фотографий Бориса Игнатовича представлена на международной выставке современной фотографии в Великобритании.
Октябрь 1941 — 1943
Октябрь 1941 — 1943
Военный фотокорреспондент газеты «Боевое Знамя» 30-й армии Калининского фронта.
1942–1944
1942–1944
Совершает несколько командировок в партизанские отряды в тылу врага. Наибольшую известность получают фотографии из цикла «Партизаны Брянщины» (1943).
1943–1944
1943–1944
Командирован Студией военных художников имени М.Б. Грекова на Западный и Брянский фронты. Снимает по заказу Совинформбюро и Студии имени М.Б. Грекова портреты героев войны и советских военачальников для публикации в прессе в связи с получением государственных наград.
Октябрь 1944
Октябрь 1944
Борис Игнатович один из трех фотографов, допущенных к съемке второго визита Уинстона Черчилля к Иосифу Сталину в Москву.
1945
1945
Работает на конференции в Потсдаме при подписании Потсдамской декларации.
1945–1950
1945–1950
Фотограф Студии военных художников имени М.Б. Грекова. В послевоенные годы снимает портреты деятелей культуры и искусства, ведущих ученых, маршалов и героев Советского Союза, лауреатов Сталинских премий.
1947
1947
Освещает празднование 800-летия Москвы по заданию Совинформбюро. Персональная выставка в Чехословакии.
1949
1949
Персональная выставка в Югославии.
1950
1950
Демобилизован в звании капитана.
1950–1951
1950–1951
Фотокорреспондент издательства «Правда», журнала «Огонёк», фотохудожник производственно-технических мастерских Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ).
1952
1952
Организует на ВСХВ лабораторию цветной фотографии.
1953–1954
1953–1954
Фотограф-художник издательства «ИЗОГИЗ».
1954–1955
1954–1955
Фотограф-художник «Журнала мод», фотограф издательства «Стройиздат».
1955–1956
1955–1956
Заведующий отделом иллюстраций издательства «Искусство».
Середина 1950-х
Середина 1950-х
Участвует в работе открытого лектория по фоторепортажу при Московском отделении Союза журналистов СССР в Центральном доме журналиста – первой открытой для фотолюбителей школы фоторепортажа.
1957
1957
Литературный сотрудник возобновленного журнала «Советское фото».
1959–1965
1959–1965
Руководитель фотостудии на заводе «Серп и молот».
1958
1958
Коллекция фотографий Бориса Игнатовича представлена на выставке «Фотоискусство СССР» (также известной как «Фото СССР за 40 лет») в Москве. Сергей Морозов включает Бориса Игнатовича в свою монографию «Советская художественная фотография» (М.: Искусство, 1958).
1961
1961
Поддерживает создание фотоклуба «Новатор» в Москве, по приглашению организаторов клуба Александра Хлебникова и Георгия Сошальского ведет секцию репортажа.
1963
1963
Работы Бориса Игнатовича включены в экспозицию по истории русской и советской фотографии коллекционера Евсея Бялого, открытую в Научно-исследовательском институте коммунального хозяйства в Москве.
1967–1968
1967–1968
Фотографии Бориса Игнатовича включены в экспозицию «50 лет Советского государства» и экспонируются в ФРГ и Австрии.
1969
1969
Персональная выставка в Москве, посвященная 70-летию Бориса Игнатовича и организованная Московским отделением Союза журналистов СССР в Центральном доме журналиста.
1969–1975
1969–1975
Фотографии Бориса Игнатовича включены в выставочный проект «СССР: страна и люди в художественных фотографиях» (известный также как «Фото-70»), организованный Агентством печати «Новости». В 1970-м выставка была показана в пяти городах США, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве и Государственном музее декоративного искусства УССР в Киеве. После 1970-го выставку продемонстрировали более чем в ста странах мира.
1972
1972
Персональная выставка в Вильнюсе и Шауляе под эгидой Общества фотоискусства Литовской ССР. Работы включены в Музей фотографии в Шауляе.
1975
1975
Фотографии Бориса Игнатовича включены в две юбилейные экспозиции, приуроченные к 30-летию Великой Победы и 60-летию Октябрьской революции в Москве.
1976
1976
Борис Игнатович скончался в Москве.
1986
1986
Борис Игнатович включен в издание «Антология советской фотографии», том I.
С конца 1980-х и по настоящее время творчество Бориса Игнатовича представлено на сотнях выставок, посвященных истории русской и советской фотографии, в России, в том числе в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственном Русском музее, и за рубежом.