В сатирическом журнале «Будильник» за подписью «В. Г… iй» публикуется стихотворение «Все-то мне грезится Волга широкая…». Уже через несколько месяцев Гиляровский окончательно
расстанется
с театральными
подмостками.
Начинается литературная карьера Гиляровского
слава «короля репортеров» растет
Творческая хронология:
репортер, писатель и издатель
ПЕРВАЯ КНИГА ГИЛЯРОВСКОГО Не ПРОШЛА ЦЕНЗУРНЫЙ КОМИТЕТ,
ВЕСЬ ТИРАЖ СОЖЖЕН
КАТАСТРОФА НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ
В саду при театре Aнны Бренко Гиляровский знакомится с редактором «Московского листка» Николаем Пастуховым, который печатает театральные анекдоты начинающего корреспондента под псевдонимом «Театральная Крыса».
Первым громким успехом для Гиляровского станет материал о пожаре на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве.
май 1882
Читать Гиляровский мчится на место Кукуевской железнодорожной катастрофы, в течение двух недель лично разбирает завалы и телеграфирует новости в «Московский листок» — его слава как «короля репортеров» растет.
Июнь 1882
Читать Публикуются мемуары «Мои скитания» — по признанию Гиляровского, его самая любимая книга. Работа над ней велась на даче в подмосковном Картино.
1928
ЛЮБИМАЯ КНИГА ГИЛЯРОВСКОГО
ЕЩЕ БОЛЬШЕ СТАТЕЙ
Гиляровский ведет рубрику «Московское обозрение» в юмористическом журнале «Осколки», пишет для изданий «Будильник», «Развлечение», «Русский сатирический листок».
1883
В «Современных известиях» опубликован первый рассказ Гиляровского «Обыкновенный случай».
1883
РУССКИЕ ВЕДОМОСТИ
Окончательно переходит в газету «Русские ведомости», где печатаются Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Лев Толстой, Владимир Немирович-Данченко и другие. Именно в этот период объектом его внимания становится Хитровский рынок и ночлежки рядом — средоточие московского криминала.
1884
Гиляровский готовит первую книгу: «Собрал я пятнадцать рассказов, разбросанных в разных изданиях за эти годы: вышло больше десяти листов; дал заглавие „Трущобные люди“ и напечатал <…> книжку в двести сорок страниц».
1887
Книга поступает на рассмотрение в Московский цензурный комитет.
17 ноября 1887
Автору удается сохранить лишь один экземпляр, который собирают из разрозненных листов наборщики типографии. Позже Гиляровский вспоминал:
«Сожгли мою книгу, и как будто руки отшибло писать беллетристику».
Книга не проходит цензуру.
Весь тираж изымается и сжигается в «3 часа пополудни, при Басманном Полицейском Доме».
Владимир Алексеевич создает «Контору объявлений В. Гиляровского», которая помещается в одной из комнат его квартиры в Столешниках. Контора принимает объявления от частных лиц и от крупных промышленных и торговых фирм (таких как «Брокар и Ко», «Циммерман Юлий-Генрих», «Товарищество М. С. Кузнецова») «во все газеты и журналы как столичные, так и провинциальные по ценам редакций» и считается одной из лучших в Москве. Контора успешно проработает вплоть до революции 1917 года.
1888
Гиляровский присутствует на торжествах на Ходынском поле по случаю коронации Николая II и попадает в давку, приведшую к трагедии. Печатает в газете «Русские ведомости» репортаж с анализом причин произошедшего.
1896
Читать РОССИЯ
Переходит из газеты «Русские ведомости», где проработал 16 лет, в петербургскую газету «Россия».
1899
Гиляровский издает сборник рассказов «Негативы».
1900
Гиляровский публикует первый сборник стихов «Забытая тетрадь».
1894
МОСКОВСКИЕ НИЩИЕ
Гиляровский выпускает книгу «Московские нищие».
1896
Гиляровский становится корреспондентом газеты «Русское слово» (главный редактор — Влас Дорошевич). Здесь раскрывается публицистический талант Гиляровского: оригинально используя жанры репортажа-фельетона, репортажа-рецензии, репортажа-статьи, он освещает Русско-турецкую войну, сатирически показывает молодых декадентов, обличает интендантов-взяточников, умножающих свои капиталы в Русско-японскую войну, правдиво описывает быт обитателей ночлежек в связи с постановкой пьесы Горького «На дне».
1901
На регулярной основе начинает печататься в «Голосе Москвы». Репортажи Гиляровского выходят в газете отдельной авторской колонкой, что было новым явлением для периодики. Тексты появлялись под рубриками «Бирюльки», «Абзацы», подчеркивающими хроникальный характер материалов.
Осень 1908
Отмечается 25-летие литературной деятельности Гиляровского (за точку отсчета принята публикация рассказа «Обыкновенный случай» в «Современных известиях»).
1908
БЫЛИ
Гиляровский издает книгу рассказов «Были».
1908
25-летие литературной деятельности Гиляровского
Гиляровского ПРЕКРАЩАЕТ РАБОТУ КОРРЕСПОНДЕНТОМ
50-летие литературной деятельности Гиляровского
закрытиЕ рынков на Хитровке и СухаревкЕ
От Английского клуба к Музею революции
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА ГИЛЯРОВСКОГО
Гиляровский публикует в ряде газет рубрику «Московская старина», под которой собирает очерки о Москве и москвичах последней четверти XIX века.
1912–1914
Прекращает работу штатным корреспондентом и сосредоточивается на написании автобиографических материалов.
По предложению Ивана Сытина готовит издание своих трудов в семи томах, но этому мешают начало Первой мировой войны и пожар на даче, уничтоживший основной архив писателя.
1914
Совместно с зятем В. Лобановым организует трудовую артель писателей, художников и переводчиков «Берендеи». В ней печатаются альбомы автолитографий, среди которых — «Русская провинция» Константина Юона и «Древняя Москва» Аполлинария Васнецова, издаются поэмы Гиляровского «Стенька Разин» (1882−1886) и «Петербург» (1917).
1917−1922
1915−1916 — в издательстве «Улей» выходят книги «Год войны» и «Грозный год».
Сбор от «Грозного года» направляется на помощь жертвам войны.
в Историческом музее отмечается 50-летие литературной деятельности Гиляровского (за точку отсчета принята первая публикация стихотворений в сборнике вологодской гимназии).
3 декабря 1923
Гиляровский начинает работать над материалами книги «Москва и москвичи».
1922
МОСКВА И МОСКВИЧИ,
Черновики
Пишет материалы для газеты «Известия» о закрытии рынков на Хитровке и Сухаревке — двух «злачных» местах Москвы, чей быт и нравы он изучал много лет.
1923–1925
Выходит в свет книга «От Английского клуба к Музею революции». В 1920-е годы в здании бывшего Английского клуба проходили заседания комиссии «Старая Москва». Гиляровский не раз выступал на них с докладами и участвовал в прениях.
1926
ЛЮДИ ТЕАТРА И МОСКВА ГАЗЕТНАЯ
Гиляровский работает над расширением отдельны глав «Моих скитаний» до самостоятельных изданий — «Люди театра» и «Москва газетная». Они будут опубликованы уже после его смерти — в 1941 и 1960 году соответственно.
1931−1935
ЗАПИСКИ МОСКВИЧА
Перерабатывает книгу «Москва и москвичи» — теперь под названием «Записки москвича»: «Название скромное, да и другого быть не может. Москва неописуема, одному человеку не справиться».
1928−1930
Книга «Москва и москвичи» издается тиражом 4100 экземпляров.
1926
Собирает книгу воспоминаний «Друзья и встречи» (опубликована в 1934 году). В ней он рассказывает в том числе об известных людях, с которыми был близко знаком: Антоне Чехове, Максиме Горьком, Алексее Саврасове, Валерии Брюсове и других.
1930−1932
Выходит в свет первый номер «Листка объявлений и спорта» (с 1896 года — «Листок спорта», в 1898—1905 годах — «Журнал спорта»).
Его редакция также располагается в квартире Гиляровского.
20 января 1891
Выходит в свет первый номер «Листка объявлений и спорта» (с 1896 года — «Листок спорта», в 1898—1905 годах — «Журнал спорта»).
Новаторской для того времени особенностью издания стала его структурированность и графическая подача материала, включавшего даты проведения скачек, их результаты, прогноз погоды на ипподроме, призовые места с именами наездников и кличек лошадей.
Его редакция также располагается в квартире Гиляровского.
20 января 1891
Новаторской для того времени особенностью издания стала его структурированность и графическая подача материала, включавшего даты проведения скачек, их результаты, прогноз погоды на ипподроме, призовые места с именами наездников и кличек лошадей.
Скачка с препятствиями. Карикатура на «Листок объявлений и спорта» Владимира Гиляровского
Москва, конец ХIХ века
Исторический музей
Владимир Гиляровский в своей редакции
Москва, 1900-е