Линия Гиляровского
Самой большой жизненной привязанностью его были люди. А книги? Каждая была для него итогом в первую очередь огромного труда человека. Систематически, изо дня в день библиотеку не собирал, не мог. Она составилась с течением времени. Начало ее совпадает с началом литературной работы Гиляровского, даже чуть позднее, когда он с семьей поселился в Столешниковом переулке. …
В Столешниках книги лежали везде. Они, как и газеты, составляли неотъемлемую часть дома. Существовали для книг шкафы. Мария Ивановна старательно возвращала книги на место, — Владимир Алексеевич умудрялся через короткое время опустошить шкафы и заполнить книгами все окружающее пространство.

МУЗЕЙ МОСКВЫ
ЦЕНТР ГИЛЯРОВСКОГО
Владимир Пчелин
Портрет Владимира Гиляровского
1915, Холст, масло
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
|
Ага; В.; В. А. Г.; В. Г.; Вл.; Вл.Г.; Вла—Ги; Влг.; В—о, Ч.; Ваш Гиляй; Велосипедов, Владимир; Веревкин; Веревкин, Ч.; Вольдемар Велосипедов; Г. ; Г. В.; Ги—вский, Вл.; Г—ий; Г...ий, В.; Г—ий, Вл.; Гил—ский, В.; Гиля—ий; Гиля—й; Ги—ляй; Ги—ляй, В.; Гиля—й, В.; Гиля—й, Вл.; Гиля—й, Влад.; Гиля—ский, В.; Г—й; Г—й, В.; Г—кий, В.; Г—ляй; Г—р—ий, Вл.; Г—р—й, Вл.; Г—ровский, Вл.; Г—ский, Вл.; Генерал Гиль; Ги; Гиль; Гиляй; Гиляй, В.; Гиляй, Вл.; Джр.; Джура; Джури; Дон—Каляга; Душановец; Дядя Гиляй; Дядя Занд; Дядя и Кш; Ем. З.; Емеля Зола; Зола, Ем.; Иванов; Ижицын; Ликий; Ляй; Ляй, Г. И.; Мурза—Мурзук; Мурзук; Не гласный; Око и Кш; Осетр; Проезжий корнет; Пропеллер; Рядовой; Свой человек; Спортсмен; Театральная крыса; Театральный крепыш; Уголек; Украинец; Филька; Французик из Бордо; Фуражка с кокардой; Хмара, Н.; Luck; Nengo; Sportsmen; ***; 3.23; 23; No 23
Самой большой жизненной привязанностью его были люди. А книги? Каждая была для него итогом в первую очередь огромного труда человека. Систематически, изо дня в день библиотеку не собирал, не мог. Она составилась с течением времени. Начало ее совпадает с началом литературной работы Гиляровского, даже чуть позднее, когда он с семьей поселился в Столешниковом переулке. …
В Столешниках книги лежали везде. Они, как и газеты, составляли неотъемлемую часть дома. Существовали для книг шкафы. Мария Ивановна старательно возвращала книги на место, — Владимир Алексеевич умудрялся через короткое время опустошить шкафы и заполнить книгами все окружающее пространство.

«Его знала вся Москва — писатели и журналисты, пожарные и полицейские, извозчики и ремесленники, охотнорядские торговцы и хитрованцы, художники и артисты, так называемое «дно города» и так называемый «свет».

Он был несказанно хорош собой — атлетического телосложения, с милой доброжелательной улыбкой, с усами, как у Тараса Бульбы. Он сразу становился своим всюду, он обладал превосходным даром врастать в событие, свидетелем или участником которого он был, умением мгновенно устанавливать контакт с любым человеком, который интересовал его. Вся Москва его знала, и он знал всю Москву»
Из воспоминаний Николая Кружкова. 1967 

Самой большой жизненной привязанностью его были люди. А книги? Каждая была для него итогом в первую очередь огромного труда человека. Систематически, изо дня в день библиотеку не собирал, не мог. Она составилась с течением времени. Начало ее совпадает с началом литературной работы Гиляровского, даже чуть позднее, когда он с семьей поселился в Столешниковом переулке. …
В Столешниках книги лежали везде. Они, как и газеты, составляли неотъемлемую часть дома. Существовали для книг шкафы. Мария Ивановна старательно возвращала книги на место, — Владимир Алексеевич умудрялся через короткое время опустошить шкафы и заполнить книгами все окружающее пространство.

ГЛАВА 1
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
С 1875 года начал выступать на театральной сцене. Играл в Тамбове, Воронеже, Пензе, Рязани, Саратове и других городахи других городах России.
«Это был июнь 1871 года. Холера уже началась. Когда я пришел пешком из Вологды в Ярославль, там участились холерные случаи, которые главным образом проявлялись среди прибрежного рабочего народа, среди зимогоров-грузчиков. Холера помогла мне выполнить заветное желание попасть именно в бурлаки, да еще в лямочники, в те самые, о которых Некрасов сказал: „То бурлаки идут бичевой…“»
 Я догнал мальчишку, свалил его и побил. Оказалось, что это Оська, сын араба-кабила. Мы подружились. Он родился в России и не имел понятия ни об арабах, ни об Аравии. Отец был обруселый араб, а мать совсем русская. Оська учился раньше в школе и только что его отец стал обучать цирковому искусству. Два раза в неделю, по средам и пятницам, с 9 часов утра до 2 часов дня, а по понедельникам и четвергам с 4 часов вечера до 6 часов отец Оську обучал. Араб-кабил был польщен, что я подружился с его сыном, и начал нас вместе «выламывать». Я был ловчее и сильнее Оськи, и через два месяца мы оба отлично работали на трапеции, делали сальто-мортале и прыгали без ошибки на скаку на лошадь и с лошади. В то доброе старое время не было разных предательских кондуитов и никто не интересовался — пропускают уроки или нет. Сказал: голова болела или отец не пустил — и конец, проверок никаких. И вот в два года я постиг, не теряя гимназических успехов, тайны циркового искусства, но таил это про себя.
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
В 1871 году сбегает из дома без денег и паспорта.
ПРОФЕССИИ ГИЛЯРОВСКОГО
Актёрская карьера
В 1860 году семья Гиляровских переехала в Вологду, где Владимир учился в гимназии. В восемнадцать лет сбежал из дома и стал бурлаком на Волге. Бурлачество явилось только началом бродяжнической жизни Гиляровского. Он был вольноопределяющимся Нежинского пехотного полка, юнкером в Москве, затем без паспорта уехал в Астрахань и стал бродягой. Чинил сапоги, объезжал лошадей в калмыцких степях, работал на белильном заводе, в цирке. В 1875 году Владимир Гиляровский стал актером. Вскоре он добровольцем отправился на Турецкую войну, получил Георгиевский крест. Затем снова вернулся к актерству. Десятилетняя бродяжническая жизнь легла в основу многих произведений писателя.
В течение жизни Гиляровский также занимался
Был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия.
Был почетным пожарным Москвы
  • Поэзией
  • краеведением
  • драматургией
  • беллетристикой
  • воздухоплаванием
Был членом-учредителем Русского гимнастического общества
В 1881 году линия жизни Владимира Алексеевича Гиляровского привела его в Москву. После нескольких лет скитаний по московским гостиницам в 1884 году Гиляровский снял квартиру на 2-й Мещанской улице (ныне носящей имя Гиляровского) в доме де Ладвеза (№ 24), а затем какое-то время жил в Хлыновскомий тупике (дом № 4, не сохранился).
Сменив несколько адресов,
в 1886 году Гиляровский обосновался в Столешниковом переулке:
сначала в доме Карзинкина (сегодня дом №11), а затем в доме Никифорова (дом №9), в котором оставался до конца жизни.
Сменив несколько адресов, в 1886 году Гиляровский обосновался в Столешниковом переулке: сначала в доме Карзинкина (сегодня дом №11), а затем в доме Никифорова (дом №9), в котором оставался до конца жизни.
Здесь, в Столешниковом, у себя дома, с удовольствием, с широтой ничем не стесненного русского гостеприимства и радушия принимал друзей. И беседовали в Столешниках дяди Гиляя с удовольствием и радостью, с убежденным азартом простые москвичи и знаменитые.
Столешники «дяди Гиляя», описанные современниками в десятках мемуаров, стали не только семейным очагом и творческой лабораторией, но и кабинетом журнальной редакции, помещением конторы объявлений и книжного издательства, приютом для всех, кто в нем нуждался, и местом проведения литературно-художественных встреч, гостями которых становились известнейшие деятели искусств конца XIX — начала XX века.
В 1885 — в семье Гиляровских родился сын Алексей, вскоре скончавшийся.
В 1886  у Гиляровских родилась дочь Надежда.
Со своей будущей супругой Марией Ивановной Мурзиной Гиляровский познакомился в 1880 году в Пензе: она была еще гимназисткой, а он играл на местной сцене. Повенчались в 1884 году уже в Москве, в церкви у Красных ворот.
В 1886 году у Гиляровских родилась дочь Надежда (1886–1966). С детства она, как и отец, писала стихи. Во время обучения в гимназии и в Московском университете публиковала эссе, рассказы, переводы. По окончании университета Надежду Владимировну приглашали остаться преподавать, но она выбрала журналистику: писала литературоведческие статьи и театральные рецензии. Еще студенткой стала сотрудницей библиотеки Исторического музея, в начале 1930-х недолго работала в Московском коммунальном музее (ныне Музей Москвы). В 1940-х годах выпустила монографию о театральном художнике Федоре Федоровском и составила книгу «Русский исторический костюм для сцены». 

В 1900 году
на 1 этаже размещались:

Магазин белья Лелу и Брике
Магазин шляп Цветковской
Магазин велосипедов Жемличка и Ко
Магазин «Дрезден» Вилькен с мастерскими
Магазин фруктовых газовых напитков Ферстер
Красильня Агеенко
на 3 этаже:

Фотоателье в квартире Фландина (квартира 9)
Контора журнала «Спорт» в квартире Гиляровского (квартира 10)
на 2 этаже:

Домашний стол и квартира Поляковой (квартира 7)
Модная мастерская «Анаис» (квартиры 8, 13 и 14)
Квартира в Столешниковом
  • БУРЛАК на Волге
  • КРЮЧНИК в порту
  • Вольноопределяющийся
  • Юнкер(отчислен)
  • Истопник
  • Бурлак на Волге (работал с лямкой от Костромы до Рыбинска)
  • Крючник в порту Рыбинска
  • Вольноопределяющийся в Нежинском пехотном полку
  • Юнкер в Московском юнкерском училище (был отчислен)
  • Истопник
  • РАБОЧИЙ на белильном заводе
  • РЫБАК НА ПРОМЫСЛАХ
  • ТАБУНЩИК 
  • НАЕЗДНИК В ЦИРКЕ
  • АКТЕР
  • Военнослужащий
  • ПОЖАРНЫЙ
  • РЕПОРТЕР
  • ЖУРНАЛИСТ
  • ИЗДАТЕЛЬ
  • ЛИТЕРАТОР
  • Литературный и театральный критик
СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ
Александр Герасимов В саду. Портрет Надежды Гиляровской 1913 Тамбовская областная картинная галерея
Музейная карьера Надежды Гиляровской началась в Историческом музее в 1911 году — в его библиотеке она была сотрудницей, а затем, до 1929 года, заведующей отделения литературы и вспомогательных дисциплин. В 1920–1925 годах работала хранителем в Музее Оперы С.И. Зимина. В начале 1930-х по приглашению Всеволода Мейерхольда занималась организацией музея ГосТиМа, который так и не был открыт. В 1931–1932 годах работала в Московском коммунальном музее (ныне Музей Москвы).
Владимир Алексеевич Гиляровский родился в 1853(5) году в имении под Вологдой. С детства проявлял свободолюбивый характер и тягу к приключениям.

1865 — поступает на учебу в Вологодскую губернскую мужскую гимназию. Изучает цирковое искусство, увлекаеся акробатикой и джигитовкой.
Обладая множеством дарований, Гиляровский с юности пробовал разные профессии и бросался от одного занятия к другому, скитаясь и испытывая себя на везение и неуязвимость.
«Родился я в лесном хуторе за Кубенским озером и часть детства своего провел в дремучих домшинских лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.»
Переезд в Москву
«С гимназией иногда у меня бывали нелады: все хорошо, да математика давалась плохо, из-за нее приходилось оставаться на второй год в классах. Еще со второго класса я увлекся цирком и за две зимы стал недурным акробатом и наездником. Конечно, и это отозвалось на занятиях, но уследить за мной было некому. »
«Столешников переулок! В нем, как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города. Надо бы его сохранить.»
Рождение Владимира Гиляровского записано в метрической книге за 1855 год, однако после революции сам писатель и его родные признавали настоящим годом рождения 1853-й
Каска пожарная.
Начало XX века. Музей Москвы
«…Ты одна для меня все на свете… Передо мной на столе, заваленном листами исписанной бумаги, стоит дорогая мне карточка с венком из колосьев и цветов на густой русой косе… И работается с удовольствием, с радостью…»
Гав!
Улица Гиляровского — улица в центре Москвы в Мещанском районе Центрального административного округа между Малой Сухаревской и Рижской площадями. Протяжённость улицы — 2,1 км. Улица начинается от Малой Сухаревской площади Садового кольца и проходит на север параллельно проспекту Мира до Третьего транспортного кольца, которое в этом месте совпадает с историческим Камер-Коллежским валом.
В 1900 году на 1 этаже размещались:

  • Магазин белья Лелу и Брике
  • Магазин шляп Цветковской
  • Магазин велосипедов Жемличка и Ко
  • Магазин «Дрезден» Вилькен с мастерскими
  • Магазин фруктовых газовых напитков Ферстер
  • Красильня Агеенко
В 1900 году на 2 этаже размещались:

  • Домашний стол и квартира Поляковой (квартира 7)
  • Модная мастерская «Анаис» (квартиры 8, 13 и 14)
Это Тапушок
В 1900 году на 3 этаже размещались:


  • Фотоателье в квартире Фландина (квартира 9)
  • Контора журнала «Спорт» в квартире Гиляровского (квартира 10)
В 1900 году на 4 этаже размещалась:

  • Модная мастерская «Анаис» (квартиры № 12, 17)
В. А. Гиляровский на Волге
В. А. Гиляровский - юнкер. 1871 г.
Гиляровский в табуне лошадей. Красная нива, 1925.
«Бурлаки на Волге»,  Илья Репин
1870 по 1873 год. 
Однажды Владимир Алексеевич пришел домой, держа подмышкой два больших альбома в кожаных переплетах с замысловатым золотым тиснением. Назывались они «Дума за думой». С этого дня установился неписаный закон: друзей Владимира Алексеевича, да и не только друзей — всех интересных людей, посещавших дом дяди Гиляя, приглашали заносить в альбом свои экспромты, мысли, заметки: иными словами, что кому на ум взбредет.

Из статьи Александра Лесса «В квартире дяди Гиляя»
Творческая хронология:
репортер, писатель и издатель
ГЛАВА 7
В сатирическом журнале «Будильник» за подписью «В. Г… iй» публикуется стихотворение «Все-то мне грезится Волга широкая…». Уже через несколько месяцев Гиляровский  окончательно
расстанется
с театральными
подмостками.
29 июня 1881
2 августа 1881
Начинается литературная карьера Гиляровского
ТЕАТРАЛЬНАЯ КРЫСА
слава «короля репортеров» растет
ГЛАВА 7
ПЕРВЫЙ ГРОМКИЙ УСПЕХ
Творческая хронология:
репортер, писатель и издатель
ПЕРВАЯ КНИГА ГИЛЯРОВСКОГО Не ПРОШЛА ЦЕНЗУРНЫЙ КОМИТЕТ,
ВЕСЬ ТИРАЖ СОЖЖЕН
КАТАСТРОФА НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ
НОВЫЕ КНИГИ ГИЛЯРОВСКОГО
ОБЫКНОВЕННЫЙ СЛУЧАЙ
В саду при театре Aнны Бренко Гиляровский знакомится с редактором «Московского листка» Николаем Пастуховым, который печатает театральные анекдоты начинающего корреспондента под псевдонимом «Театральная Крыса».
Первым громким успехом для Гиляровского станет материал о пожаре на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве.

май 1882

Читать
Гиляровский мчится на место Кукуевской железнодорожной катастрофы, в течение двух недель лично разбирает завалы и телеграфирует новости в «Московский листок» —  его слава как «короля репортеров» растет.

Июнь 1882

Читать
Публикуются мемуары «Мои скитания» — по признанию Гиляровского, его самая любимая книга. Работа над ней велась на даче в подмосковном Картино.

1928
ЛЮБИМАЯ КНИГА ГИЛЯРОВСКОГО
ЕЩЕ БОЛЬШЕ СТАТЕЙ

Гиляровский ведет рубрику «Московское обозрение» в юмористическом журнале «Осколки», пишет для изданий «Будильник», «Развлечение», «Русский сатирический листок».

1883
В «Современных известиях» опубликован первый рассказ Гиляровского «Обыкновенный случай».

1883
РУССКИЕ ВЕДОМОСТИ

Окончательно переходит в газету «Русские ведомости», где печатаются Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Лев Толстой, Владимир Немирович-Данченко и другие. Именно в этот период объектом его внимания становится Хитровский рынок и ночлежки рядом — средоточие московского криминала.

1884
Гиляровский готовит первую книгу: «Собрал я пятнадцать рассказов, разбросанных в разных изданиях за эти годы: вышло больше десяти листов; дал заглавие „Трущобные люди“ и напечатал <…> книжку в двести сорок страниц».

1887


Книга поступает на рассмотрение в Московский цензурный комитет.

17 ноября 1887

Автору удается сохранить лишь один экземпляр, который собирают из разрозненных листов наборщики типографии. Позже Гиляровский вспоминал:
«Сожгли мою книгу, и как будто руки отшибло писать беллетристику».
22 февраля 1888
Книга не проходит цензуру.
Весь тираж изымается и сжигается в «3 часа пополудни, при Басманном Полицейском Доме».
Владимир Алексеевич создает «Контору объявлений В. Гиляровского», которая помещается в одной из комнат его квартиры в Столешниках. Контора принимает объявления от частных лиц и от крупных промышленных и торговых фирм (таких как «Брокар и Ко», «Циммерман Юлий-Генрих», «Товарищество М. С. Кузнецова») «во все газеты и журналы как столичные, так и провинциальные по ценам редакций» и считается одной из лучших в Москве. Контора успешно проработает вплоть до революции 1917 года.

1888
Гиляровский присутствует на торжествах на Ходынском поле по случаю коронации Николая II и попадает в давку, приведшую к трагедии. Печатает в газете «Русские ведомости» репортаж с анализом причин произошедшего.

1896

Читать
РОССИЯ

Переходит из газеты «Русские ведомости», где проработал 16 лет, в петербургскую газету «Россия».

1899
Гиляровский издает сборник рассказов «Негативы».

1900

Гиляровский публикует первый сборник стихов «Забытая тетрадь».

1894
МОСКОВСКИЕ НИЩИЕ

Гиляровский выпускает книгу «Московские нищие».

1896
Гиляровский становится корреспондентом газеты «Русское слово» (главный редактор — Влас Дорошевич). Здесь раскрывается публицистический талант Гиляровского: оригинально используя жанры репортажа-фельетона, репортажа-рецензии, репортажа-статьи, он освещает Русско-турецкую войну, сатирически показывает молодых декадентов, обличает интендантов-взяточников, умножающих свои капиталы в Русско-японскую войну, правдиво описывает быт обитателей ночлежек в связи с постановкой пьесы Горького «На дне».

1901
На регулярной основе начинает печататься в «Голосе Москвы». Репортажи Гиляровского выходят в газете отдельной авторской колонкой, что было новым явлением для периодики. Тексты появлялись под рубриками «Бирюльки», «Абзацы», подчеркивающими хроникальный характер материалов.

Осень 1908
Отмечается 25-летие литературной деятельности Гиляровского (за точку отсчета принята публикация рассказа «Обыкновенный случай» в «Современных известиях»).

1908
БЫЛИ

Гиляровский издает книгу рассказов «Были».

1908
25-летие литературной деятельности Гиляровского
Гиляровского ПРЕКРАЩАЕТ РАБОТУ КОРРЕСПОНДЕНТОМ
МОСКОВСКАЯ СТАРИНА
50-летие литературной деятельности Гиляровского
закрытиЕ рынков на Хитровке и СухаревкЕ
От Английского клуба к Музею революции
Издательство «берендей»
ГРОЗНЫЙ ГОДЪ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА ГИЛЯРОВСКОГО
Гиляровский публикует в ряде газет рубрику «Московская старина», под которой собирает очерки о Москве и москвичах последней четверти XIX века.

1912–1914
Прекращает работу штатным корреспондентом и сосредоточивается на написании автобиографических материалов.

По предложению Ивана Сытина готовит издание своих трудов в семи томах, но этому мешают начало Первой мировой войны и пожар на даче, уничтоживший основной архив писателя.

1914
Совместно с зятем В. Лобановым организует трудовую артель писателей, художников и переводчиков «Берендеи». В ней печатаются альбомы автолитографий, среди которых — «Русская провинция» Константина Юона и «Древняя Москва» Аполлинария Васнецова, издаются поэмы Гиляровского «Стенька Разин» (1882−1886) и «Петербург» (1917).

1917−1922
1915−1916 — в издательстве «Улей» выходят книги «Год войны» и «Грозный год».

Сбор от «Грозного года» направляется на помощь жертвам войны.
в Историческом музее отмечается 50-летие литературной деятельности Гиляровского (за точку отсчета принята первая публикация стихотворений в сборнике вологодской гимназии).

3 декабря 1923
Гиляровский начинает работать над материалами книги «Москва и москвичи».

1922
МОСКВА И МОСКВИЧИ,
Черновики
Пишет материалы для газеты «Известия» о закрытии рынков на Хитровке и Сухаревке — двух «злачных» местах Москвы, чей быт и нравы он изучал много лет.

1923–1925
Выходит в свет книга «От Английского клуба к Музею революции». В 1920-е годы в здании бывшего Английского клуба проходили заседания комиссии «Старая Москва». Гиляровский не раз выступал на них с докладами и участвовал в прениях.

1926
ЛЮДИ ТЕАТРА И МОСКВА ГАЗЕТНАЯ

Гиляровский работает над расширением отдельны глав «Моих скитаний» до самостоятельных изданий — «Люди театра» и «Москва газетная». Они будут опубликованы уже после его смерти — в 1941 и 1960 году соответственно.

1931−1935 
ЗАПИСКИ МОСКВИЧА

Перерабатывает книгу «Москва и москвичи» — теперь под названием «Записки москвича»: «Название скромное, да и другого быть не может. Москва неописуема, одному человеку не справиться».

1928−1930 
Книга «Москва и москвичи» издается тиражом 4100 экземпляров.

1926
Собирает книгу воспоминаний «Друзья и встречи» (опубликована в 1934 году). В ней он рассказывает в том числе об известных людях, с которыми был близко знаком: Антоне Чехове, Максиме Горьком, Алексее Саврасове, Валерии Брюсове и других.

1930−1932
«Друзья и встречи»
Выходит в свет первый номер «Листка объявлений и спорта» (с 1896 года — «Листок спорта», в 1898—1905 годах — «Журнал спорта»).


Его редакция также располагается в квартире Гиляровского.

20 января 1891
Выходит в свет первый номер «Листка объявлений и спорта» (с 1896 года — «Листок спорта», в 1898—1905 годах — «Журнал спорта»).

Новаторской для того времени особенностью издания стала его структурированность и графическая подача материала, включавшего даты проведения скачек, их результаты, прогноз погоды на ипподроме, призовые места с именами наездников и кличек лошадей.

Его редакция также располагается в квартире Гиляровского.

20 января 1891
Новаторской для того времени особенностью издания стала его структурированность и графическая подача материала, включавшего даты проведения скачек, их результаты, прогноз погоды на ипподроме, призовые места с именами наездников и кличек лошадей.
Скачка с препятствиями. Карикатура на «Листок объявлений и спорта» Владимира Гиляровского
Москва, конец ХIХ века
Исторический музей
Владимир Гиляровский в своей редакции
Москва, 1900-е
Псевдонимы Гиляровского
Дружеский круг
Наследие
Ага; В.; В. А. Г.; В. Г.; Вл.; Вл.Г.; Вла—Ги; Влг.; В—о, Ч.; Ваш Гиляй; Велосипедов, Владимир; Веревкин; Веревкин, Ч.; Вольдемар Велосипедов; Г. ; Г. В.; Ги—вский, Вл.; Г—ий; Г...ий, В.; Г—ий, Вл.; Гил—ский, В.; Гиля—ий; Гиля—й; Ги—ляй; Ги—ляй, В.; Гиля—й, В.; Гиля—й, Вл.; Гиля—й, Влад.; Гиля—ский, В.; Г—й; Г—й, В.; Г—кий, В.; Г—ляй; Г—р—ий, Вл.; Г—р—й, Вл.; Г—ровский, Вл.; Г—ский, Вл.; Генерал Гиль; Ги; Гиль; Гиляй; Гиляй, В.; Гиляй, Вл.; Джр.; Джура; Джури; Дон—Каляга; Душановец; Дядя Гиляй; Дядя Занд; Дядя и Кш; Ем. З.; Емеля Зола; Зола, Ем.; Иванов; Ижицын; Ликий; Ляй; Ляй, Г. И.; Мурза—Мурзук; Мурзук; Не гласный; Око и Кш; Осетр; Проезжий корнет; Пропеллер; Рядовой; Свой человек; Спортсмен; Театральная крыса; Театральный крепыш; Уголек; Украинец; Филька; Французик из Бордо; Фуражка с кокардой; Хмара, Н.; Luck; Nengo; Sportsmen; ***; 3.23; 23; No 23
ГЛАВА 8
Москва Гиляровского
Дружеский круг
Наследие
Именно с Москвой связаны лучшие произведения Гиляровского, он считается непревзойденным знатоком старой Москвы. Быт и нравы города, так же как и свои многочисленные приключения описаны им в книгах «Трущобные люди», «Москва и Москвичи», «Мои скитания», «Записки москвича», «Москва газетная»,«Люди театра», «Друзья и встречи».
«Вчера опять ночь провел в ночлежке, переодетый пролежал на нарах ради углубленного изучения быта.»
ГЛАВА 9
Друзья и встречи
Самой большой жизненной привязанностью его были люди. А книги? Каждая была для него итогом в первую очередь огромного труда человека. Систематически, изо дня в день библиотеку не собирал, не мог. Она составилась с течением времени. Начало ее совпадает с началом литературной работы Гиляровского, даже чуть позднее, когда он с семьей поселился в Столешниковом переулке. …
В Столешниках книги лежали везде. Они, как и газеты, составляли неотъемлемую часть дома. Существовали для книг шкафы. Мария Ивановна старательно возвращала книги на место, — Владимир Алексеевич умудрялся через короткое время опустошить шкафы и заполнить книгами все окружающее пространство.

«Анекдоты рассказывает он непрерывно, носит часы с похабной панорамой и, когда бывает в ударе, показывает карточные фокусы»
(А.П. Чехов М.Горькому, 24 августа 1899)
Самой большой жизненной привязанностью его были люди. А книги? Каждая была для него итогом в первую очередь огромного труда человека. Систематически, изо дня в день библиотеку не собирал, не мог. Она составилась с течением времени. Начало ее совпадает с началом литературной работы Гиляровского, даже чуть позднее, когда он с семьей поселился в Столешниковом переулке. …
В Столешниках книги лежали везде. Они, как и газеты, составляли неотъемлемую часть дома. Существовали для книг шкафы. Мария Ивановна старательно возвращала книги на место, — Владимир Алексеевич умудрялся через короткое время опустошить шкафы и заполнить книгами все окружающее пространство.

Писатели и актеры, художники и критики, жокеи и цирковые клоуны, европейские знаменитости и пропойцы Хитровки — кого только ни было в кругу друзей Гиляровского.

Гиляровский дружил со многими знаменитыми современниками: писателями, поэтами Антоном Чеховым, Максимом Горьким, А. Белым, Александром Блоком, В. Я. Брюсовым, Иваном Буниным, Сергеем Есениным, Львом Толстым, Владимиром Маяковским и Демьяном Бедным; артистами Федором Шаляпиным, Марией Ермоловой, В. И. Качаловым; художниками Ильей Репиным, А. К. Саврасовым, Коровиным, Левитаном, Малютиным, Яновым, Струнниковым, Аполлинарием Васнецовым, Александром Герасимовым, чьими полотнами были увешаны полотнами стены столовой и кабинета писателя
Писатели и актеры, художники и критики, жокеи и цирковые клоуны, европейские знаменитости и пропойцы Хитровки — кого только ни было в кругу друзей Гиляровского.

Гиляровский дружил со многими знаменитыми современниками: Чеховым, Горьким, Блоком, Буниным, Есениным, Маяковским, Демьяном Бедным; Шаляпиным, Марией Ермоловой, Репиным, Коровиным, Левитаном, Малютиным, Васнецовым и другими выдающимися людьми своего времени
Дружеский круг
Наследие
Вперед без страха и сомненья на подвиг доблестный.
Продаю мангуса с аукциона. Охотно бы продал Гиляровского с его стихами, да никто не купит. По-прежнему он влетает ко мне почти каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему бог.
На моей картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» смеющийся казак в белой папахе и красном кафтане так похож на Гиляя.
Вы дороги нам, художникам, как давнишний наш друг, всегдашний желанный гость на выставках, в продолжение всей Вашей литературной деятельности стоявший на страже интересов искусства.
Всей Москве был в свое время известен «король репортеров», поэт и беллетрист Гиляровский, «дядя Гиляй», как все его называли, человек необыкновенно милый и веселый, похожий на Тараса Бульбу, носивший на бритой голове сивую казацкую шапку, неутомимый и на работу и на сидение с друзьями по ресторанам.
Помню, как мы на репетицию «Медведя» Чехова зимой ездили
Твое стихотворение по «Владимирке» меня всегда так трогало
Дорогой дядя Гиляй, крестный мой отец по литературе и гимнастике, скорее я воображу Москву без царь-колокола и без царь-пушки, чем без тебя. Ты — пуп Москвы.
Вы — богатырь! Богатырский дух, силу и величие русского человека и выразил я в вашем портрете.
 Я — москвич,— любил повторять Гиляровский. Он говорил это с нескрываемой гордостью за нерасторжимую связь с родным городом. Всестороннее знание Гиляровским Москвы, ее людей, их быта и привычек, многих московских особенностей было поразительным.
«Не было такого анекдота, которого бы он не знал, не было такого количества спиртных напитков, которого он не сумел бы выпить, и в то же время это был всегда очень корректный и трезвый человек.

Гиляровский обладал громадной силой, которой любил хвастануть. Он не боялся решительно никого и ничего, обнимался с самыми лютыми цепными собаками, вытаскивал с корнем деревья, за заднее колесо извозчичьей пролетки удерживал на всём бегу экипаж вместе с лошадью. В саду «Эрмитаж», где была устроена для публики машина для измерения силы, он так измерил свою силу, что всю машину выворотил с корнем из земли». »
Добрейшему дяде Гиляю от злейшего Демьяна Бедного
Откуда у Чехова мангуст — это уже. совсем другая история
Гиляровский был знаком решительно со всеми предержащими властями, все его знали, и всех знал он; не было такого места, куда бы он не сунул своего носа, и он держал себя запанибрата со всеми, начиная с графов и князей и кончая последним дворником и городовым.
«У него не было просто «знакомых», у него были только «приятели». Всегда и со всеми он был на «ты».
Не зная усталости, он вечно куда-нибудь спешил, на ходу расточая экспромты, остроумные шутки, тут же весело похлопывал по серебряной табакерке, с которой никогда не расставался, предлагая всем окружающим, знакомым и незнакомым, понюхать какого-то особенного табаку в небывалой смеси, известной только ему одному.»
«Есть такие люди, без которых не может существовать литература, — эти люди своего рода бродильные дрожжи, искристый винный сок. Неважно, много ли они или мало написали. Важно, что они жили и вокруг них кипела литературная жизнь своего времени, а вся современная история, вся жизнь страны преломлялась в их деятельности; важно то, что они определяли собой свое время.»

«У него не было просто «знакомых», у него были только «приятели». Всегда и со всеми он был на «ты».

Не зная усталости, он вечно куда-нибудь спешил, на ходу расточая экспромты, остроумные шутки, тут же весело похлопывал по серебряной табакерке, с которой никогда не расставался, предлагая всем окружающим, знакомым и незнакомым, понюхать какого-то особенного табаку в небывалой смеси, известной только ему одному.»
Из воспоминаний Николая Кружкова. 1967 

Самой большой жизненной привязанностью его были люди. А книги? Каждая была для него итогом в первую очередь огромного труда человека. Систематически, изо дня в день библиотеку не собирал, не мог. Она составилась с течением времени. Начало ее совпадает с началом литературной работы Гиляровского, даже чуть позднее, когда он с семьей поселился в Столешниковом переулке. …
В Столешниках книги лежали везде. Они, как и газеты, составляли неотъемлемую часть дома. Существовали для книг шкафы. Мария Ивановна старательно возвращала книги на место, — Владимир Алексеевич умудрялся через короткое время опустошить шкафы и заполнить книгами все окружающее пространство.

Из воспоминаний Николая Телешова. 1950
«У него не было просто «знакомых», у него были только «приятели». Всегда и со всеми он был на «ты».
Не зная усталости, он вечно куда-нибудь спешил, на ходу расточая экспромты, остроумные шутки, тут же весело похлопывал по серебряной табакерке, с которой никогда не расставался, предлагая всем окружающим, знакомым и незнакомым, понюхать какого-то особенного табаку в небывалой смеси, известной только ему одному.»
  По окончании этих довольно затягивавшихся разговоров Владимир Алексеевич порывисто вставал, одергивал свою любимую куртку серого сукна, брал со стола неизменную табакерку.
     Многое она видела. Дядя Гиляй поглаживал указательным пальцем крышку табакерки, как бы вспоминая давку на Ходынке в мае 1896 года или переправу через Дунай, когда он спасался от грозившей ему петли после разоблачения махинаций короля Милана. Вместе с ней он скитался по донецким степям и хуторам. За понюшкой табака к ней протягивали руку и Лев Толстой, и Чехов, и разбойник Чуркин...
     Зарядившись доброй понюшкой (Гиляровский сам готовил табак из смеси разных Табаков и ароматных травяных приправ), Владимир Алексеевич с веселой улыбкой произносил:
     — Мозги великолепно табак прочищает. А в газетной работе мозги — дело не последнее. Ясность их во многом определяет успех.
Если бы моя табакерка могла рассказать все, чему она была свидетелем, — это была бы история эпох.
Если бы моя табакерка могла рассказать все, чему она была свидетелем, — это была бы история эпох.
Табакерка Гиляровского
Махорочка
Здравствуй, русская махорочка,
С милой родины привет,
При тебе сухая корочка
Слаще меду и конфет!
Все забудешь понемножку
Перед счастием таким,
Как закуришь козью ножку
Да колечком пустишь дым.
Закурив, повеселели,
Скуки схлынула волна,
И слабеет дым шрапнели
Перед дымом тютюна.
Эх, махорочка родная,
В русских выросла полях,
Из родимого ты края
К нам пришла врагу на страх.
В голенище сунув трубку,
Все и бодры и легки.
И казак несется в рубку,
И солдат идет в штыки.
Эй, Москва! Тряхни мошною,
На махорку не жалей,
С ней в окопах, ближе к бою,
Нам живется веселей!
В.А. Гиляровский

ГЛАВА 10
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Последние месяцы жизни Гиляровский проводит в Столешниках в кругу близких.

Даже почти потеряв зрение, Владимир Алексеевич продолжал писать.
1 октября 1935 — Владимир Алексеевич Гиляровский скончался.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Владимир Гиляровский за работой
Картино, после 1925
Дом русского зарубежья им. А. Солженицына
 Я догнал мальчишку, свалил его и побил. Оказалось, что это Оська, сын араба-кабила. Мы подружились. Он родился в России и не имел понятия ни об арабах, ни об Аравии. Отец был обруселый араб, а мать совсем русская. Оська учился раньше в школе и только что его отец стал обучать цирковому искусству. Два раза в неделю, по средам и пятницам, с 9 часов утра до 2 часов дня, а по понедельникам и четвергам с 4 часов вечера до 6 часов отец Оську обучал. Араб-кабил был польщен, что я подружился с его сыном, и начал нас вместе «выламывать». Я был ловчее и сильнее Оськи, и через два месяца мы оба отлично работали на трапеции, делали сальто-мортале и прыгали без ошибки на скаку на лошадь и с лошади. В то доброе старое время не было разных предательских кондуитов и никто не интересовался — пропускают уроки или нет. Сказал: голова болела или отец не пустил — и конец, проверок никаких. И вот в два года я постиг, не теряя гимназических успехов, тайны циркового искусства, но таил это про себя.
1 октября 1935 — Владимир Алексеевич Гиляровский скончался.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Похороны Владимира Алексеевича Гиляровского. 1935 год.
Ага; В.; В. А. Г.; В. Г.; Вл.; Вл.Г.; Вла—Ги; Влг.; В—о, Ч.; Ваш Гиляй; Велосипедов, Владимир; Веревкин; Веревкин, Ч.; Вольдемар Велосипедов; Г. ; Г. В.; Ги—вский, Вл.; Г—ий; Г...ий, В.; Г—ий, Вл.; Гил—ский, В.; Гиля—ий; Гиля—й; Ги—ляй; Ги—ляй, В.; Гиля—й, В.; Гиля—й, Вл.; Гиля—й, Влад.; Гиля—ский, В.; Г—й; Г—й, В.; Г—кий, В.; Г—ляй; Г—р—ий, Вл.; Г—р—й, Вл.; Г—ровский, Вл.; Г—ский, Вл.; Генерал Гиль; Ги; Гиль; Гиляй; Гиляй, В.; Гиляй, Вл.; Джр.; Джура; Джури; Дон—Каляга; Душановец; Дядя Гиляй; Дядя Занд; Дядя и Кш; Ем. З.; Емеля Зола; Зола, Ем.; Иванов; Ижицын; Ликий; Ляй; Ляй, Г. И.; Мурза—Мурзук; Мурзук; Не гласный; Око и Кш; Осетр; Проезжий корнет; Пропеллер; Рядовой; Свой человек; Спортсмен; Театральная крыса; Театральный крепыш; Уголек; Украинец; Филька; Французик из Бордо; Фуражка с кокардой; Хмара, Н.; Luck; Nengo; Sportsmen; ***; 3.23; 23; No 23
 Я догнал мальчишку, свалил его и побил. Оказалось, что это Оська, сын араба-кабила. Мы подружились. Он родился в России и не имел понятия ни об арабах, ни об Аравии. Отец был обруселый араб, а мать совсем русская. Оська учился раньше в школе и только что его отец стал обучать цирковому искусству. Два раза в неделю, по средам и пятницам, с 9 часов утра до 2 часов дня, а по понедельникам и четвергам с 4 часов вечера до 6 часов отец Оську обучал. Араб-кабил был польщен, что я подружился с его сыном, и начал нас вместе «выламывать». Я был ловчее и сильнее Оськи, и через два месяца мы оба отлично работали на трапеции, делали сальто-мортале и прыгали без ошибки на скаку на лошадь и с лошади. В то доброе старое время не было разных предательских кондуитов и никто не интересовался — пропускают уроки или нет. Сказал: голова болела или отец не пустил — и конец, проверок никаких. И вот в два года я постиг, не теряя гимназических успехов, тайны циркового искусства, но таил это про себя.
Проект создан в образовательных целях, с любовью, командой музея Москвы.

От всей души благодарим музеи-партнеры за предоставленные материалы для выставки