Я догнал мальчишку, свалил его и побил. Оказалось, что это Оська, сын араба-кабила. Мы подружились. Он родился в России и не имел понятия ни об арабах, ни об Аравии. Отец был обруселый араб, а мать совсем русская. Оська учился раньше в школе и только что его отец стал обучать цирковому искусству. Два раза в неделю, по средам и пятницам, с 9 часов утра до 2 часов дня, а по понедельникам и четвергам с 4 часов вечера до 6 часов отец Оську обучал. Араб-кабил был польщен, что я подружился с его сыном, и начал нас вместе «выламывать». Я был ловчее и сильнее Оськи, и через два месяца мы оба отлично работали на трапеции, делали сальто-мортале и прыгали без ошибки на скаку на лошадь и с лошади. В то доброе старое время не было разных предательских кондуитов и никто не интересовался — пропускают уроки или нет. Сказал: голова болела или отец не пустил — и конец, проверок никаких. И вот в два года я постиг, не теряя гимназических успехов, тайны циркового искусства, но таил это про себя.
об архиве
Эти уникальные предметы, документирующие жизнь и творчество писателя, составили архив, случайно найденный историком-москвоведом Филиппом Смирновым летом 2024 года и переданный им на экспертизу в Департамент культурного наследия города Москвы.

Исследованный и атрибутированный научными сотрудниками Музея Москвы, он вошел в музейную коллекцию и лег в основу настоящей экспозиции — первой мемориальной выставки, посвященной Гиляровскому.

1131 документ архива рисует перед нами противоречивый образ писателя, который стал одним из самых ярких московских мифов еще при жизни. Среди его ипостасей — сооснователь Русского гимнастического общества и член Общества любителей российской словесности, почетный гость Большого театра и запорожский казак, расхаживающий по Москве в папахе и шинели, подбитой мехом кенгуру, издатель журнала о коннозаводстве и яростный обличитель тотализаторов, бесстрашный проводник актеров к московскому «дну» и завсегдатай художественных выставок.

Обретенный личный архив писателя на выставке дополняют предметы из архива Кренделевых — Монастыревых, семьи секретаря Гиляровского Николая Морозова, хранящиеся в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына, а также артефакты из коллекций более десятка различных музеев, архивов, библиотек и частных собраний.

По мере оцифровки архив будет выложен в публичный доступ на этом сайте.
Ага; В.; В. А. Г.; В. Г.; Вл.; Вл.Г.; Вла—Ги; Влг.; В—о, Ч.; Ваш Гиляй; Велосипедов, Владимир; Веревкин; Веревкин, Ч.; Вольдемар Велосипедов; Г. ; Г. В.; Ги—вский, Вл.; Г—ий; Г...ий, В.; Г—ий, Вл.; Гил—ский, В.; Гиля—ий; Гиля—й; Ги—ляй; Ги—ляй, В.; Гиля—й, В.; Гиля—й, Вл.; Гиля—й, Влад.; Гиля—ский, В.; Г—й; Г—й, В.; Г—кий, В.; Г—ляй; Г—р—ий, Вл.; Г—р—й, Вл.; Г—ровский, Вл.; Г—ский, Вл.; Генерал Гиль; Ги; Гиль; Гиляй; Гиляй, В.; Гиляй, Вл.; Джр.; Джура; Джури; Дон—Каляга; Душановец; Дядя Гиляй; Дядя Занд; Дядя и Кш; Ем. З.; Емеля Зола; Зола, Ем.; Иванов; Ижицын; Ликий; Ляй; Ляй, Г. И.; Мурза—Мурзук; Мурзук; Не гласный; Око и Кш; Осетр; Проезжий корнет; Пропеллер; Рядовой; Свой человек; Спортсмен; Театральная крыса; Театральный крепыш; Уголек; Украинец; Филька; Французик из Бордо; Фуражка с кокардой; Хмара, Н.; Luck; Nengo; Sportsmen; ***; 3.23; 23; No 23