Дом Моделей. Индустрия образов
Проект под кураторством искусствоведа Ксении Гусевой основан на уникальном обширном исследовании и продолжает серию выставок музея, посвященных художественным экспериментам XX века, — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» и «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО».
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
одмо
Октябрьская революция изменила все сферы жизни, в том числе моду. На первом и самом раннем этапе, в начале 1920-х годов, в переосмысление костюма включились мастера русского авангарда — от Владимира Татлина до Веры Мухиной.
Демонстрации мод

Кардинально разные подходы конструктивистов, символистов, супрематистов сближались в главном: они утвердили ведущие для советского костюма принципы удобства, функциональности и массовости.

Кардинально разные подходы конструктивистов, символистов, супрематистов сближались в главном: они утвердили ведущие для советского костюма принципы удобства, функциональности и массовости.

Общей была и утопичность предлагаемых художниками идей: ими еще не принимались в расчет реалии промышленного производства одежды, которое в 1920-е только зарождалось. Чтобы преодолеть разрыв между творческой экспериментальной работой и практикой, при фабриках стали организовывать теоретико-художественные лаборатории. Приглашенные художники должны были разрабатывать новые модели одежды с учетом возможности их воплощения на производстве. С другой стороны, массовость являлась частью идеологии страны, поэтому перед модельерами сразу ставилась высокая планка — не только придумывать доступную и практичную одежду, но и определять художественный вектор развития всей отрасли, активно представлять и пропагандировать лучшие ее образцы в общественном пространстве.

Так уже к 1930-м годам возник парадокс советской модной индустрии: сочетание планового характера экономики, ориентированности на массовое производство и стремления к оригинальности и репрезентативности. Это противоречие ярче всего проявилось в работе системы домов моделей, сложившейся в середине XX века. Во главе ее стоял Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО) — витрина советской моды, ее идеологический и экспериментально-художественный центр.

Выставка показывает, как строилась концепция главного в стране «института моды». В фокусе внимания три организации, каждая из которых представляет отдельный этап этого пути: Ателье мод на Петровке, чей опыт в дальнейшем был взят за основу, Московский дом моделей на Сретенке, претендовавший на роль эстетического ориентира, и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту, с появлением которого система окончательно оформилась. Улицы, где они располагались, и сейчас ассоциируются с модой в сознании москвичей.
Первая часть экспозиции рассказывает историю создания системы домов моделей в 1920–1930-х годах. Вторая — раскрывает структуру и принципы работы Общесоюзного дома моделей одежды в 1960–1980-е. Выставка знакомит не только с внутренней кухней художественных лабораторий ОДМО, но и с его общественной деятельностью — от «модного» просвещения населения СССР к формированию представительского образа страны.


Параллельная программа
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Paul
Photo by Lea
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Photo by Adam
Photo by Arnaud
Photo by Leopold
Photo by Katie
Photo by Tiana
Photo by Mohd