В годы Великой Отечественной войны, несмотря на крайне сложное (порой трагическое) положение дел на фронте, строительство метро в Москве не прекращалось. Был достроен и пущен Замоскворецкий радиус, от «Театральной» до «Автозаводской» (тогда: от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина»). А также продлен Покровский радиус – в 1944-м открылись станции метро «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская» («Сталинская») и «Партизанская» («Измайловский ПКиО им. Сталина»).
В чем же разница? Во-первых, другой формат: не овальные панно, а шестигранные. Во-вторых, другая тематика — не покорение воздушного пространства, а советская промышленность. В-третьих, мозаики предназначались для другой станции и должны были располагаться выше, сейчас они слишком близко к зрителю и производят давящее впечатление. Они были изготовлены для «Павелецкой», но станция еще не была готова к отделке, когда строительство метро возобновилось, а мозаики уже были в Москве.
Закончены эти мозаики были осенью-зимой 1941-го в блокадном Ленинграде, в мастерской уже знакомого нам Владимира Фролова, работавшего над «Маяковской» до войны. Чтобы доставить мозаики из осажденного города, их пришлось вывозить на грузовиках по «Дороге жизни», проходившей по льду Ладожского озера. К сожалению, сам В. Фролов не увидел результата своих трудов - он умирает во время блокады города (сегодня на "Новокузнецкой" установлена мемориальная доска в память о нем).
И на «Новокузнецкой», и на «Автозаводской» можно увидеть изображение московского Кремля, который становится фоном для шествия. На «Новокузнецкой» оно объединило военных и тружеников тыла, в том числе строителей метро (отмечают их портретное сходство с архитекторами станции Иваном Тарановым и Надеждой Быковой). На «Автозаводской» в одних рядах оказались защитники древней и современной Москвы.
И это не случайно, ведь расположенный недалеко от станции Симонов монастырь с древних времен защищал город от неприятеля, а советские годы такую роль стал играть Завод имени Сталина (более знакомый нас как ЗИЛ), переориентированный на военные нужды.
Уникальный для московского метро случай – мозаика на полу наземного вестибюля станции метро «Бауманская».
Круговая композиция с двенадцатью видами оружия напоминает циферблат часов или зодиакальный круг – знак того, что война идет круглый год и забирает все время на фронте и в тылу.
Возможным прототипом для этой композиции была напольная мозаика синагоги в Бейт-Альфа (обнаруженный археологами мозаичный пол здания синагоги византийской эпохи, на территории современного Израиля) - фото 7. Этот памятник 6 века н.э. мог быть знаком авторам станции метро по опубликованным фотографиям.
Итак, мозаики станций военного времени развивают довоенный опыт, теперь их можно встретить не только на потолке станций, но они начинают занимать пространство на полу и стенах.
Наибольшего расцвета искусство мозаики в столичной подземке достигнет в станциях послевоенного времени.
Смотрите также
Вам может понравиться